'Вопрос вхождения Удмуртии в состав Пермского края на Госсовете не обсуждался, он не всплывал даже в кулуарах нашего парламента и уж тем более на этот счет нет никаких официальных документов...',

- такой комментарий главного редактора 'Известий УР' Энвиля Касимова опубликовала на днях в развитие своей же перепечатки из ижевской газеты 'День' старейшая пермская газета 'Звезда'.
фото Мы, конечно, рассчитывали на резонанс, когда в преддверии Дня государственности распечатали тему 'Без маленькой Удмуртии моей', но никак не думали, что дискуссия по поводу нашего анализа перспектив объединения Кирова, Перми и Ижевска в свете вошедшей в моду идеи укрупнения регионов развернется на газетных площадях соседнего субъекта РФ. Всего за одни сутки тему с Интернет-сайта 'Дня' забрали по собственной инициативе четыре российских и региональных информационных агентства: РИА 'Новый Регион', ИАА 'МиК', ИА 'Regnum' и ИА 'Башинформ', а посещаемость самой статьи на нашем сайте на сегодня перевалила за полтысячи, где ижевская аудитория составила только 36 процентов.
Сегодня исполняется ровно 84 года со дня подписания ленинского декрета об образовании Вотской автономной области, отмечаемого истеблишментом современной Удмуртии как День государственности, но у меня, например, нет никакой уверенности, что 4 ноября 2020 года в Ижевске пройдут торжества в честь 100-летия этого замечательного события. Достаточно заглянуть в историю (что легко сделать с помощью справки на этой же полосе), чтобы убедиться, как легко и произвольно менялись административные границы что во времена Российской империи, что при Советской власти.
Правда, в те периоды истории еще не существовало всенародного избирательного права, либо это право было фиктивным. Однако вряд ли народ является препятствием на пути укрупнения регионов. Сегодня все вопросы слияния и разъединения могут сниматься с помощью референдумов, то есть в полном соответствии с 'волей народа'. Очевидно, что настоящим препятствием к объединению Перм-ского края и Удмуртии могут быть только удмуртские власти, у которых сегодня гораздо выше риск быть слитыми, чем у субъективно более близких к Кремлю пермяков. При этом органы местного самоуправления обоих регионов в любом случае останутся при своем нынешнем статусе.
Предстоящая в ближайшем будущем процедура утверждения глав субъектов РФ региональными парламентами по представлению Президента РФ должна значительно облегчить достижение согласия между властными элитами соседних регионов. Вряд ли развитие этой тенденции будет подстраиваться под сроки уже выбранных или до сих пор выбирающихся губернаторов. По информации 'Д', президент Удмуртии Александр Волков уже получил (как, впрочем, и другие региональные лидеры) неформальное предложение перейти на новую форму трудовых отношений с президентом России. Отказ, независимо от причин, чреват осложнением отношений с Центром, а согласие принципиально меняет статус высшего должностного лица Удмуртии, поскольку предполагает и его отставку по единоличному решению президента Путина. Тема интеграции регионов - должна стать следующей.
Жаль, что пока нет никаких социологических данных, что по поводу объединения думают жители городов и районов Удмуртии. Есть только статистика, согласно которой более 20 тыс. жителей республики ежегодно навсегда покидают пределы Родникового края, из них лишь только около трех сотен ради жизни за рубежом. В первом полугодии нынешнего года из Удмуртии на новое постоянное место жительства уехали 10731 человек (из них 196 чел. за границу). К нам в республику тоже едут - с января по июль в Удмуртии прописались 9517 человек, ранее проживавших в других регионах России, 175 - приехали из стран СНГ, 25 из дальнего зарубежья. Политика политикой, а жизнь продолжается...


Совнархозы, федеральные округа...

Пытаясь децентрализовать управление страной, Никита Хрущев пошел на одну из самых радикальных реформ. Законом от 10 мая 1957 года отраслевая система управления экономикой была заменена на территориальную. Было ликвидировано 141 союзное и республиканское министерство.
Верховные Советы союзных республик создали 107 экономических районов (из них 70 в составе РСФСР), в которых были учреждены коллегиальные органы управления - Совнархозы. В результате возникло 107 региональных правительств с отраслевыми и функциональными отделами. Над ними пришлось надстроить республиканские Совнархозы - параллельно сохранившимся Совминам.
Разделение управления хозяйством влекло и разделение органов власти. В 1962 году в большинстве краев и областей было создано по два Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, одновременно разделили и партийные органы (были созданы 'городские' и 'сельские' обкомы). В 1962 году совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43), и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 году - Высший совет народного хозяйства СССР.
В октябре 1964 года Хрущев был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС, после чего последовал демонтаж созданной им системы. Отраслевой принцип управления промышленностью был восстановлен, а республиканские совнархозы и совнархозы экономических районов упразднены, единство Советов восстановили, а промышленные и сельскохозяйственные областные парторганизации вновь объединили.

13 мая 2000 года Владимир Путин предпринял свою первую попытку приблизить федеральную власть к регионам, в этот день был подписан указ о делении России на семь федеральных округов, возглавляемых полномочными представителями Президента РФ. Основными вопросами ведения полпредов стали координация региональных управлений федеральных ведомств и приведение конституций и законов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. После заявления президента Путина 13 сентября о необходимости введения новой системы назначения губернаторов с передачей им части федеральных полномочий роль округов должна измениться, но об их ликвидации речи пока не идет. По мнению экспертов, в руках полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах могут остаться вопросы согласования кадров и стратегические проекты, направленные на интеграцию регионов.

Из истории государства российского...

Вятская провинция
была учреждена в 1719 году в составе Сибирской губернии, в 1727 году ее передали в состав Казанской губернии, а в 1780 году преобразовали в Вятское наместничество с центром в селе Хлынове, которое по этому поводу особым указом императрицы Екатерины II был переименовано в город Вятку. В состав наместничества вошли Вятская провинция и южные вятские уезды Казанской провинции, всего 13 уездов. На это время приходится образование новых городов, в том числе Глазова (до этого село Глазово) и Сарапула (дворцовое село). В 1796 году Вятское наместничество становится отдельной губернией, состоящей из 11 уездов (в т.ч. Глазовского и Сарапульского), которые просуществовали вплоть до 1918 года. Площадь Вятской губернии составляла более 155 тыс. кв. верст, население 3,472 млн человек (по данным 1905 года).
Пермский край исстари был заселен финскими народностями и входил в состав Биармии (Великой Перми, по русским летописям). В XI веке Пермский край подпал под власть Новгорода Великого, а с падением последнего, так же, как и Вятская земля, - под власть Москвы (конец ХV в.). Образованная на территории края Пермская губерния занимала территорию около 292 тыс. кв. верст и была расположена по обоим склонам Уральского хребта, семь уездов в западной (европейской) части и пять в восточной (азиатской). Население губернии составляло 3,464 млн человек, из них 213 тыс. чел. проживали в 15 городах губернии. Самые крупные из них: Екатеринбург (56 тыс. жителей) и губернский город Пермь (47 тыс. жителей).
В 1929 году прошла административно-территориальная реформа, после чего деление страны на губернии, уезды и волости было ликвидировано. Вместо них введено областное, краевое и районное деление. Вятская губерния была ликвидирована, а ее территория вошла в состав Нижегородского края. Город Вятка стал сначала окружным, а затем и районным центром. 7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК принял постановление о переименовании города Вятки в город Киров и образовании Кировского края. В его состав вошли Удмуртская автономная область, 37 районов Горьковской области (в прошлом входивших в состав Вятской губернии), а также Сарапульский и Воткинский районы Свердловской области. В 1936 году, в связи с принятием новой Конституции РСФСР, Кировский край преобразовали в Кировскую область, а Удмуртская АССР была из него выделена в отдельное административно-территориальное образование.
В качестве самостоятельной административной территории Удмуртия существует с 4 ноября 1920 года, когда декретом, подписанным Лениным и Калининым, была создана Вотская автономная область в составе РСФСР (Прим. - 01.01.32 г. переименована в Удмуртскую автономную область).
О статусе области, о принципах ее взаимоотношений с центральными органами власти в ленинском декрете ничего не говорилось, и уже в 1924 году Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов. Однако лишь только 28 декабря 1934 года ВЦИК принял постановление о преобразовании Удмуртской автономной области в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В сентябре 1990 года решением Верховного Совета республики УАССР была переименована в Удмуртскую Республику.