Количество преступлений в сфере образования растет год от года, причем чиновники МВД считают, что динамика изменится лишь тогда, когда в России начнется демографический кризис и количество студентов будет снижаться

Количество экономических преступлений в сфере образования в России растет год от года, и в ближайшее время переломить эту тенденцию, судя по всему, не удастся. Такие выводы можно было сделать по итогам состоявшегося вчера в Министерстве внутренних дел России брифинге, где заместитель начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД Андрей Леонтенков докладывал о работе своих подчиненных. Так, если в 2001 г. сотрудниками ГУБЭП было выявлено 6 тыс. таких преступлений, то в 2002 г. - уже 8 тыс., а в 2003 - 8,5 тыс. В этом году ситуация выглядит не многим лучше - почти 3,5 тыс. преступлений выявлено, около 2,5 тыс. уголовных дел возбуждено по этим фактам, и 944 из них уже направлены в суд. Судя по статистике МВД, среди подобных преступлений преобладают взяточничество, хищение и нецелевое использование бюджетных средств, а также коммерческий подкуп. Судя по высказываниям г-на Леонтенкова, сотрудники МВД особенно-то и не верят в возможность побороть эту 'вечную', по их словам, проблему. Аргументы таковы: мол, растет количество учащихся, увеличивается и число правонарушений в сфере образования. Конечно, как традиционно рапортуют борцы с преступностью, все необходимые меры принимаются, и работа ведется. Но спасти Россию от коррупции в сфере образования может, видимо, лишь демографический кризис, который уже не за горами. Правда, сторонние эксперты категорически не согласны с такой точкой зрения. По их мнению, существует целый ряд эффективных способов борьбы со взяточничеством в школах и ВУЗах. Кроме того, самим сотрудникам МВД стоило бы подумать о совершенствовании своих методик анализа и предоставления данных.

В этом году по результатам проведенных мероприятий в рамках операции 'Образование-2004' подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ выявлено более 3400 преступлений, возбуждено 2480 уголовных дел, в том числе 888 по факту взяточничества и 878 - по фактам хищений и нецелевого использования бюджетных средств. По словам Андрея Леонтенкова, сумма причиненного материального ущерба от выявленных фактов преступной деятельности в сфере образования составила 16,5 млн, а сумма возмещения ущерба - более 15 млн руб. Кроме того, в течение 2004 г. было возбуждено 150 уголовных дел в отношении руководителей учебных заведений и должностных лиц приемных комиссий. Отвлекшись от скудных и, по правде сказать, мало показательных цифр, г-н Леонтенков попытался объяснить присутствовавшим, в чем же состоит основная сложность выявления преступлений в сфере образования. Оказалось, что большая проблема - это латентность самих учащихся, которые не желают проявлять сознательность и обращаться в правоохранительные органы. Да и со следствием сотрудничают крайне неохотно - показания не дают. Ситуация со студентами и их родителями вполне понятна - все они заинтересованы в том, чтобы не портить отношения с 'родным' ВУЗом. Гораздо больше вопросов возникает в этой связи к самим правоохранительным органам, которые упорно не желают оперировать конкретной информацией, ссылаясь на неэтичность и бесполезность такого мероприятия.

Так, к примеру, не захотели представители МВД называть наиболее коррумпированные ВУЗы страны, ссылаясь на то, что обнародование такого 'черного списка' может привести лишь к увеличению размера взяток. С такой точкой зрения согласны и представители ФОМ, которые пишут в своем исследовании, что 'риск быть наказанным за взяточничество приводит лишь к росту равновесной цены взятки'. 'Составление таких списков только усугубит ситуацию, - сказал RBC daily доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики Марк Левин. - Люди просто будут знать, куда идти за 'льготным' поступлением, обучением и т. д.' Впрочем, есть и другая точка зрения на эту проблему. К примеру, на Украине Всеукраинский студенческий совет при Президенте создал рейтинг самых коррумпированных ВУЗов страны, куда вошли, в частности, Украинская медицинская стоматологическая академия, Украинский государственный морской технический университет, Днепропетровская Государственная металлургическая академия и т. д. С необходимостью изменения методики отчетности МВД в сторону большей конкретики согласен и ректор Института образовательной политики 'Эврика' Александр Адамский, который говорит, что 'используемые сейчас МВД методики анализа и отчетности приводят меня в полный ужас'. По мнению г-на Адамского, совершенно недопустимой является ситуация, когда ГУБЭП отчитывается в проделанной работе по количеству выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел. 'Во-первых, это нарушает презумпцию невиновности, - говорит он. - Кроме того, такая статистика ровным счетом ни о чем не говорит. Покажите нам реальные судебные решения, с конкретными именами и названиями ВУЗов, тогда от этого будет толк'.

Впрочем, похоже, что чиновники МВД сами всерьез не верят в то, что коррупцию в сфере образования возможно побороть. Так, к примеру, на вопрос корреспондента RBC daily о том, изменится ли ситуация в лучшую сторону после окончания реформы образования, Андрей Леонтенков ответил, что преступления в этой сфере бесконечно увеличиваться не могут, и через год-другой должно наступить 'насыщение'. Правда, тут же г-н Леонтенков добавил, что в скором времени ожидается приток студентов в высшие учебные заведения, а значит, и количество преступлений в этой сфере неизбежно будет расти. 'Это процесс бесконечный, - подчеркивает он. - Там, где есть денежные потоки, всегда есть коррупция'. Впрочем, по версии Андрея Леонтенкова, надежда все-таки есть - демографическая ситуация в нашей стране постоянно ухудшается, а значит, в какой-то момент и число студентов должно начать сокращаться. Однако с такой постановкой вопроса категорически не согласны сторонние эксперты. 'Господа из МВД сильно лукавят, способы борьбы с коррупцией в сфере образования есть, и они достаточно просты, - говорит Марк Левин. - Например, сделать все возможные экзамены письменными, а их результаты - доступными для последующего контроля. Ввести более четкие и понятные правила игры и запретить любые исключения, провести очень жесткую границу между взяточничеством и репетиторством и т. д.'. Александр Адамский высказывается еще жестче: 'Говорить о том, что с увеличением студентов растет количество преступлений в сфере образования, все равно, что утверждать, что криминал растет пропорционально увеличению населения, а значит, чтобы с ним бороться, надо население сокращать, - говорит он. - Вообще, у меня создается ощущение, что МВД ищет не там, где есть преступления, а по принципу "где светлее"'. В частности, настораживают специалистов озвученные ГУБЭП суммы возмещенного ущерба - 15,2 млн. руб., а также максимальный зафиксированный размер взяток при поступлении в ВУЗы - от 3 до 5 тыс. долл. 'По нашим оценкам, ежегодно только на взятки за поступление россияне тратят 300 млн долл., - говорит Марк Левин. - И еще 300 млн. долл. в год в процессе обучения'. 'Озвученные МВД 15 млн руб. - сущая ерунда по сравнению с реальным масштабом проблемы, - поддерживает коллегу Александр Адамский. - Ни для кого не секрет, что в этой сфере крутятся миллиарды рублей, а размеры взяток за поступление в престижные ВУЗы страны в несколько раз превышают озвученные МВД цифры'. Словом, эксперты считают, что дело не столько в растущей коррупции, сколько в методиках, а главное - мотивах ее пресечения. Сотрудники ГУБЭП либо не так ищут, либо не слишком-то и хотят искать. 'Сфера образования это не та отрасль, где зарабатываются сверхприбыли, - говорит г-н Адамский. - Поэтому она очень подходит сотрудникам МВД для создания видимости активной работы и хорошей отчетности. Однако в большинстве случаев к проверкам в этой сфере подходят очень формально, ловят в основном 'мелкую рыбку'. Например, их любимая статья - 'нецелевое использование' средств. Взять, к примеру, школу, которой были выделены деньги на закупку оборудования. В школе разбилось окно, директор, использовал эти средства для того, чтобы вставить новое. А это уже статья, нецелевое использование'.

Отдел экономики

Наталья Бендина, 27.10.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru