Вчера должно было пройти расширенное заседание межведомственной рабочей группы по развитию федеративных отношений и местного самоуправления под руководством помощника президента РФ Игоря Шувалова. На нем планировалось обсудить вопрос об утверждении мэров региональных столиц по той же схеме, что предложена Владимиром Путиным для губернаторов. Однако заседание было перенесено: по данным Ъ, при подготовке новой муниципальной реформы в Кремле столкнулись с серьезными юридическими проблемами.

Назначение заседания на 26 октября выглядело логичным. 29 октября Госдума обсудит в первом чтении президентский законопроект об утверждении губернаторов региональными парламентами по представлению президента, и одобрение комиссией аналогичной процедуры избрания мэров стало бы для глав регионов неплохой "моральной компенсацией". Однако, как сообщил Ъ глава комитета Госдумы по местному самоуправлению Владимир Мокрый, совещание перенесено на 2 ноября - по словам депутата, "по техническим причинам": не удалось собрать всех необходимых участников.

На самом деле "технические причины" были, скорее всего, не главными, поскольку при подготовке совещания Кремль столкнулся с серьезными юридическими проблемами. "Мы не отказались от идеи участия губернаторов в избрании мэров региональных столиц,- пояснил Ъ член комиссии, пожелавший остаться неназванным.- Но как это сделать, непонятно. Мы адресовали этот вопрос государственно-правовому управлению президента - пусть предложат что-нибудь в рамках правового поля. Любое неправовое решение вызовет шквал жалоб в Конституционный суд". Дело в том, что по ст. 12 Конституции органы местного самоуправления, в отличие от губернаторов, не входят в систему органов госвласти, и вмешательство глав регионов в процедуру избрания мэров выглядит куда менее законным, чем назначение губернаторов по представлению президента.

Поэтому кремлевские чиновники решили пока не поднимать вопрос о назначении мэров, тем более что, как подчеркнул тот же источник, время пока есть: новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" вступит в силу в полном объеме лишь 1 января 2006 года. Пока же комиссия господина Шувалова сосредоточится на решении главной на сегодня проблемы - принятии "губернаторского" законопроекта. По данным Ъ, комиссия уже готовит ряд поправок к этому документу, в том числе об усилении контроля за деятельностью глав регионов со стороны избирателей. Поправки будут внесены в Госдуму между первым и вторым чтениями законопроекта. Кроме того, как сказал Ъ советник президента Сергей Самойлов, почти готовы законопроекты, расширяющие полномочия субъектов - в частности, в сферах недропользования и природопользования.

Эти предложения, как ожидается, и будут обсуждаться на заседании комиссии 2 ноября. Кроме того, комитет Госдумы по местному самоуправлению подготовил к этому заседанию целый пакет поправок к закону о местном самоуправлении. По словам Владимира Мокрого, планируется уточнить некоторые пункты закона - в частности, определение городского округа, понятие доступности центра муниципального района, порядок избрания представительных органов муниципальных районов. Кроме того, господин Мокрый намерен поднять вопрос о продлении до 1 марта 2005 года срока определения административных границ новых муниципальных образований (этот процесс должен быть завершен к 1 января 2005 года).

Также глава думского комитета намерен обсудить в администрации президента проект нового закона о расширении полномочий органов местного самоуправления, внесенный в Госдуму правительством РФ. Этот закон, в частности, вменяет в обязанность органам местного самоуправления "организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера". Муниципалитеты будут обязаны "создавать и содержать" объекты гражданской обороны (ГО), средства оповещения населения, продовольственные и медицинские запасы, материально-технические и иные средства защиты. При этом в законопроекте нет ни слова о том, на какие деньги местные власти должны все это "создавать и содержать".

По мнению господина Мокрого, так как организация ГО не входит в перечень полномочий местного самоуправления, передача ее на местный уровень без финансового обеспечения - прямое нарушение закона. "В Минэкономразвития на вопрос, где деньги на ГО, мне ответили, что муниципалитеты и раньше этим занимались, пусть продолжают на те же деньги,- сказал господин Мокрый.- А сколько это стоит, кто-нибудь считал в том же МРЭТе? Нет. Финансируют самоуправление по остаточному принципу, а потом говорят, что оно не работает. Нельзя научить плавать, не налив воды в бассейн. Хотели добиться эффективного управления? Так, может, хватит передавать местным властям полномочия, не удосужившись даже посчитать, сколько они стоят? Или уж лучше и правда назначайте мэров и сами отвечайте за каждый их шаг".

Источник

Коммерсант, 27.10.04 г.