В конце этой недели Министерство природных ресурсов (МПР) РФ планирует внести на рассмотрение правительства новую редакцию закона 'О недрах'. Однако Совет Федерации (СФ) считает, что данный законопроект нуждается в существенной корректировке. Как отметили участники состоявшегося вчера в Совете Федерации круглого стола 'Законодательное обеспечение недропользования:', нынешняя редакция закона 'О недрах' может только усугубить ряд проблем в горнодобывающей отрасли. Среди спорных вопросов нового закона были названы стимулирование восполнения минерально-сырьевой базы, отмена 'принципа двух ключей', определение формы пользования недрами, налоговое законодательство. По итогам этого круглого стола были подготовлены соответствующие рекомендации, которые завтра Совет Федерации планирует внести на рассмотрение правительства. Однако не исключено, что разработчики закона 'О недрах' оставят их без внимания - на вчерашнем заседании не было ни одного представителя МПР.

В настоящее время отношения в сфере пользования государственными недрами регулируются законом РФ 'О недрах', принятым в 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями. Однако за более чем десятилетний период использования данный закон устарел и требует серьезного совершенствования. В 2001-2004 гг. в действующее законодательство были внесены принципиальные изменения. В частности, был отменен экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы, введена единая ставка налога на добычу, большая часть доходов рентного характера переориентирована на федеральный бюджет, полномочия регионов в области недропользования (за исключением распространенных полезных ископаемых, типа песок, щебень и т.д.) переданы на федеральный уровень, практически приостановлено действие закона о СРП, а конкурсная система доступа к недрам преимущественно заменена на аукционную. Что касается нового проекта закона 'О недрах', то МПР и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) готовят его уже более двух лет.

И вот, казалось бы, дело сдвинулось с 'мертвой точки' - 30 октября МПР планирует вынести на рассмотрение правительства новую редакцию закона 'О недрах'. Однако в Совете Федерации считают, что данный законопроект нуждается в существенной корректировке. Приоритеты нового законодательства о недрах обсуждались вчера в СФ в ходе заседания круглого стола на тему 'Законодательное обеспечение недропользования на современном этапе развития страны'. Участники заседания отметили, что новые подходы к законодательству о недрах только обострили ряд проблем в горнодобывающей отрасли, главная из которых - усиление истощающего природопользования. 'На сегодня минерально-сырьевая база находится в критическом состоянии, идет хищническая разработка запасов, - сказал в своем выступлении представитель одного из геологических институтов. - Так, при сегодняшних темпах роста добычи разведанных запасов нефти хватит всего на 7,8 лет'. Чиновники, присутствовавшие на круглом столе, отметили также кризис в геологической службе, опасность снижения уровня управляемости в недропользовании, проблему перехода на дифференцированное налогообложение.

Неудивительно, что в этих условиях одним из наиболее острых вопросов, поднятых на заседании, стало закрепление в новом законе 'О недрах' стимулов, направленных на восполнение минерально-сырьевой базы. В частности, участники заседания предложили закрепить безоговорочное право недропользователя на разведку и разработку месторождения, открытого им за счет собственных средств по поисковой лицензии. 'Если компания вела разведку и нашла месторождение, оно должно быть отдано в ее собственность. Этот вопрос четко организован во всем мире', - сказал, выступая на круглом столе, начальник управления АК 'АЛРОСА' Евгений Черный. Но, по словам председателя совета Союза старателей России Виктора Таракановского, на сегодняшний день нет ни одной компании, которая бы получила лицензию по конкурсу или аукциону по факту открытия месторождения.

Еще одним вопросом, который не обошел, пожалуй, никто из выступающих, стала отмена МПР в новом законопроекте принципа 'двух ключей' (одновременного санкционирования недропользования центром и регионом). Практически все присутствовавшие на круглом столе сошлись во мнении, что необходимо делегировать часть полномочий федерального центра по регулированию недропользования на региональный уровень. 'Признание госсобственности на недра увеличит эффективность их использования только в том случае, если будет отделено от права распоряжения, - сказал руководитель Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН Сергей Валентей. - Зачем государству распоряжаться месторождениями не общенационального значения? Оно все равно не будет ими заниматься, а регионы готовы профинансировать многие из этих месторождений'.

Активное обсуждение вызвал и вопрос о том, как будут распределяться лицензии на право пользования недрами. Участники круглого стола рекомендовали сохранить действующие формы права пользования недрами (аукционы и конкурсы) и ввести новую форму - конкурс с аукционным завершением. 'Через конкурс отбираются лучшие претенденты, а на аукционе победитель тот, кто дал больше денег', - пояснил председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. При этом он уточнил, что в некоторых случаях первоначально целесообразно проводить конкурс технологий, то есть выбрать компании, имеющие оптимальные технологии, а потом проводить среди них аукцион. 'Аукцион - это сиюминутные деньги, а по конкурсу можно выбрать лучшие компании, которые знают, как работать', - пояснил в свою очередь госсоветник при Президенте Республики Татарстан по вопросам недропользования, нефти и газа Ринат Муслимов.

В сфере налогового законодательства присутствовавшие на круглом столе предложили ускорить переход на гибкую систему налогообложения, в частности, отменить регулярные платежи за пользование недрами и НДС на ранних стадиях геологического изучения недр, а также разработать специальный налоговый режим в отношении низкорентабельных скважин и нерентабельных месторождений. 'Сегодня крайне необходима гибкая налоговая политика. И, прежде всего, это дифференцированная ставка НДПИ по месторождениям с различными запасами, различных категорий, с различным качеством сырья, - пояснил Евгений Черный. - Без решения этой проблемы мы теряем рынок и несем убытки'. Кроме того, участники заседания отметили, что новый закон 'О недрах' должен поставить заслон хищническому использованию недр: сегодняшние уровни штрафов в нефтяной промышленности, равные стоимости 2-3 т нефти, едва ли способны это сделать.

По итогам заседания было решено подготовить рекомендации Совета Федерации по новому закону 'О недрах' и направить их в правительство. Как сообщил РБК Виктор Орлов, сегодня состоится заседание Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, на котором планируется одобрить данные рекомендации. А уже завтра, по его словам, Совет Федерации внесет рекомендации в правительство. Участники прошедшего заседания ожидают, что таким образом удастся ускорить подготовку и представление в Государственную Думу проекта новой редакции ФЗ 'О недрах'. Пока предполагается, что правительство рассмотрит этот документ в декабре, а принят он будет в конце первого полугодия 2005 г. Вот только не исключено, что мнение Совета Федерации так и не будет учтено разработчиками законопроекта - на вчерашнем заседании представителей Министерства природных ресурсов не было.

Отдел экономики

Евгения Гаврилюк, 26.10.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru