Немецкая компания Continental AG - один из ведущих мировых производителей шин и автокомпонентов - рассматривает возможность выхода из совместного предприятия с Московским шинным заводом (МШЗ). Об этом в конце прошлой недели в интервью газете Frakfurter Allgemaine заявил член правления Continental Ханс-Йоахим Николин. По его словам, компания переоценила свои возможности, создавая СП со столичным заводом, что привело к серьезному срыву сроков реализации проекта и увеличению денежных затрат. В результате сейчас немецкая компания вообще обсуждает возможность выхода из проекта. Конкуренты МШЗ либо отказываются комментировать ситуацию вокруг предприятия, либо удивлены такому повороту событий, отмечая, что прорыва (в смысле качества продукции) от Московского шинного завода после разрыва с Continental ожидать не следует. Правда, есть и более оптимистичный прогноз: что денег, 'вырученных' от расставания с немецким партнером, заводу может хватить на модернизацию своего производства.

Continental AG - ведущий производитель резинотехнических изделий в Германии. Компания занимает 2-е место в Европе и 4-е на мировом рынке по производству шин. Заводы фирмы расположены в Германии, Бельгии, Чили, Франции, Великобритании, Португалии, Швеции, Люксембурге, Чехии, Турции, Испании и США. Выручка Continental AG в I полугодии 2004 г. выросла по сравнению с I полугодием 2003 г. на 9% - до 5 млрд 646,8 млн евро. ОАО 'Московский шинный завод' - крупное предприятие отрасли. С 1945 г. выпускает пневматические шины под торговой маркой 'Таганка' для легковых, легкогрузовых и грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства, автобусов и троллейбусов. В 2003 г. Московский шинный завод произвел 2,011 млн шт. шин, из которых 1,722 млн шт. - легковые. МШЗ - поставщик шин для АМО ЗИЛ, ГАЗа, АвтоВАЗа, ИЖ-Авто, СеАЗа. Собственником 50% акций предприятия является Департамент имущества г. Москвы.

Совместное предприятие Continental и Московского шинного завода было создано в сентябре 2002 г. Немецкая компания стала владельцем 76% акций СП, остальные 24% перешли в собственность МШЗ. Немецкая сторона брала на себя роль основного инвестора и поставщика оборудования со своего завода Gislaved. А Московский шинный завод предоставлял производственные помещения, возможности своей торговой сети и связи в правительстве Москвы. К 2006 г. СП должно было выйти на производственную мощность в 3,4 млн шин в год (под марками Continental) и начать получать прибыль. Затем предполагалось объединить СП с МШЗ в единое юридическое лицо. Суммарная мощность объединенного предприятия должна была составить 6,5 млн шин в год. Подразумевалось, что к этому моменту все шины, выпускаемые на МШЗ, будут соответствовать мировым стандартам.

В конце прошлой недели член правления Continental Ханс-Йоахим Николин рассказал немецкой газете Frakfurter Allgemaine, что, создав СП с московскими шинниками, его компания переоценила свои возможности. 'Получить разрешение властей на модернизацию и переоснащение завода оказалось чрезвычайно сложно. Все это отразилось на графике работ', - сказал г-н Николин в интервью газете. Ранее намечалось, что выпускать продукцию совместное предприятие начнет осенью 2003 г. Затем эти сроки были перенесены на середину 2004 г. Но и их выдержать не удалось. 'Нарушение календарного плана бьет по рентабельности проекта, а ведь зарабатывать деньги мы собирались уже в 2005-2006 гг. Теперь это исключено. Не говоря о том, сколько мы понесли убытков', - отмечает член правления Continental. Преградой успешному осуществлению проекта стало и то, что состояние здания фабрики оказалось значительно хуже, чем утверждали российские партнеры. А на транспортировку подержанного оборудования, которое Continental поставил в Россию, пришлось израсходовать гораздо больше денег, чем ожидалось. Более того, в итоге оказалось, что штат предприятия придется расширить: немецкой фирме было необходимо нанять больше высокооплачиваемых и квалифицированных специалистов со знанием английского языка. В результате объем средств, которые немецкий концерн должен был внести в проект, подскочил с 30 млн евро до 40 млн.

Помимо этого, за два года возникли риски, угрожающие работе СП, даже если проект будет реализован. По словам Николина, немаловажной проблемой стало и то, что конкурентная борьба в России ожесточилась. Понижение таможенных пошлин на импортные шины вынуждает местных производителей снижать цены на свою продукцию. К тому же в российском правительстве стали раздаваться голоса, призывающие к закрытию предприятий, находящихся в центральной части Москвы. В их число может попасть и Московский шинный завод. Все это привело правление Continental к решению заморозить начатый проект. По словам г-на Николина, в настоящее время на переговорах с Московским шинным заводом и властями Москвы предпринимается попытка найти некое 'разумное решение'. С одной стороны, Continental намерен продолжать деятельность в России и впредь. Но немецкий концерн не исключает своего окончательного выхода из проекта. В этом случае Continental выплатит заводу неустойку, которая составит некое количество миллионов евро.

На самом Московском шинном заводе на вопросы RBC daily по поводу заявления представителя Continental отвечать не стали. Помощница генерального директора Владимира Ежова сообщила, что он не будет комментировать ситуацию. Интересно, что конкуренты Московского шинного завода, ранее оказавшиеся в похожей ситуации, также отказались комментировать события, происходящие вокруг этого предприятия. В частности, в компании 'Амтел', у которой недавно сорвались планы по созданию СП с финским производителем шин Nokian Tyres, оценивать ситуацию не стали. В российском представительстве Nokian Tyres также воздержались от комментариев. А пресс-атташе одной из компаний-производителей шин согласился говорить только на условиях анонимности. 'На недавно прошедшей автомобильной выставке 'Мотор Шоу - 2004' выставлялись шины, произведенные СП Continental и Московским шинным заводом и выполненные на высоком качественном уровне. То, что продукция выставлялась, говорит о том, что СП не только реально начало работать, но и до последнего времени, по крайней мере, рассчитывало завоевать свою долю на российском рынке. Последствия ухода Continental из этого совместного предприятия в первую очередь почувствуют на себе потребители продукции Московского шинного завода. Вместо шин мирового уровня они получат старую "Таганку"', - говорит собеседник RBC daily.

Впрочем, у ситуации может быть и более неожиданное развитие. 'Пока что сложно оценивать - пострадает ли МШЗ, если 'развод' с Continental все-таки состоится. Ведь заявив о намерении выплаты отступных при выходе из СП, немецкая сторона не озвучила конкретной цифры, от размера которой как раз и будут зависеть последствия для МШЗ. Более того, я не исключаю варианта, по которому денег, 'вырученных' от расставания с немецким партнером, заводу хватит на покупку нового высокотехнологичного оборудования и модернизацию своего производства', - сказал RBC daily Дмитрий Мангилев, аналитик ИК 'Проспект'.