Издатели учебной литературы считают, что школьный курс по истории нужно сократить и убрать из нее последнее десятилетие, чтобы у детей не возникало предвзятого взгляда на действительность. На днях на открытии 12 Международных Рождественских образовательных чтений министр образования Владимир Филиппов заявил о том, что все российские учебники истории будут пересмотрены. Делается это в связи с переходом российской системы образования на новые образовательные стандарты. Получить гриф ведомства, разрешающий использовать их в образовательном процессе, учебники смогут только после соответствующего конкурсного отбора. При этом он будет носить строго идеологический характер: в отобранных учебниках, по словам г-на Филиппова, 'не будет места псевдолиберализму, направленному на искажение истории'. Впрочем, по мнению издателей учебной литературы, любой учебник заведомо содержит субъективный взгляд на историю страны - авторского коллектива или установленый минобразования. Вместо этого они предлагают сократить главы, посвященные новейшей истории России, - во избежание их превратного понимания.  Пересмотр учебников по тому или иному предмету - явление в принципе вполне рядовое. Реформирование российской системы образования (главным вдохновителем и двигателем его выступает сам министр) предполагает переход в 2006-2007 гг. на более современную и во многом облегченную схему обучения. По каждому из предметов разрабатываются так называемые государственные образовательные стандарты школьных программ. Причем они предполагают лишь обязательный минимум, который составители авторских программ и учителя будут обязаны донести до учащихся. Все же остальное оставляется на их усмотрение. О том, как это происходит, RBC daily писала прошлым летом (в связи с громкой историей вокруг образовательного стандарта по литературе). Тогда группа деятелей культуры возмутилась тем фактом, что в него не вошли произведения Пастернака и Мандельштама. Впрочем, конфликт так и сошел на нет: сотрудники министерства образования разъяснили, что произведения классиков не вошли в стандарт потому, что никогда в него и не входили, и оценить их творчество в полной мере смогут лишь учащиеся профильных школ.

Однако с историей история иная. Пересмотр учебников по этой дисциплине также предварял громкий скандал. В ноябре прошлого года Федеральный экспертный совет отозвал гриф министерства на учебник истории Игоря Долуцкого и, таким образом, исключил его из списка рекомендованных учебных пособий. Официальным поводом для этого послужил предстоящий переход на новый стандарт, а неофициальным - присутствие к учебнике ряда высказываний, которые оценивали современную Россию как полицейское государство, а нахождение у власти Владимира Путина - как авторитарную диктатуру. Вскоре после этого президент направил письмо в РАН, в котором требовал провести анализ учебников по истории и представить результаты к 1 февраля. Президента, впрочем, несколько предвосхитил премьер Касьянов, который раскритиковал издательства 'Дрофа' и 'Просвещение' за якобы советский стиль изложения в их учебниках.

Таким образом, сама идея о смене учебного материала получила поддержку на самом высоком уровне. Издатели, занимающиеся ее выпуском, в целом согласны с тем, что учебники по истории надо пересматривать, но совсем по другим причинам. 'Раньше учебники по современной истории страны представляли собой описания одного съезда за другим, - сказала RBC daily завредакцией истории издательства 'Дрофа' Наталья Павлова. - А в современных учебниках довольно подробно излагаются события начала прошлого века, всесторонне рассматриваются революция, гражданская война. В них стало больше уделяться внимания быту, культуре. Так что проблема может возникнуть только из-за неудачных формулировок. Тем более что, говоря об истории XX века, прицепиться можно практически ко всему'. Но при этом, по мнению г-жи Павловой, учебники по истории перегружены излишней информацией, и тот объем, который школьники получают, попросту не усваивается ими. Стало быть, новейшая история страны молодому поколению россиян хотя и доступна, в голове не задерживается. А огромное количество разрешенных учебников (имеющих гриф министерства образования - порядка 100) сбивает с толку не только их, но и преподавателей.

Новый образовательный стандарт, по идее, как раз и должен освободить и тех, и других от чрезмерной нагрузки. 'Во-первых, по новому образовательному стандарту изменится количество часов, отведенных на изучение истории в школе, - сказал RBC daily представитель издательства 'Владос' (специализируется на выпуске учебной литературы). - Кроме того, предполагается, что российские школы перейдут на профильное образование. (С сентября на него перейдут старшие классы экспериментальных школ, а в 2006-м оно станет обязательным). Так, например, в старшей школе будет пять различных образовательных профилей, которые потребуют специальные учебники, рассчитанные на разное количество часов. Например, гуманитарный профиль предполагает, что для уроков истории в неделю будет отведено пять часов. А нынешние учебники рассчитаны всего на три часа. Значит, программу расширят за счет внеклассных тем или подробного изложения обязательных'. При этом, как отметил собеседник RBC daily, качество содержания учебников пересматривать не станут, подкорректируют только объемы.

Впрочем, существует, хотя и небольшая, вероятность того, что в новые учебники не войдут события последних десяти лет. 'Многие предлагают исключить их, поскольку последствия еще неясны, к тому же по большей части это не история, а политика, - сказала RBC daily Наталья Павлова. - Однако в образовательном стандарте фигурируют такие темы, как 'Курс на укрепление государственности,: достойное для России место в мировом сообществе' и 'Выборы президента в 2000 г.'. По мнению представителя издательства 'Владос', в идеале школьник из курса истории должен вынести основные моменты истории своей страны, знать ее лидеров, жизнь простых людей в ту или иную эпоху. Но, как показывает практика, ничто из этого до подростков не доходит. В качестве примера собеседник RBC daily привел недавние результаты сдачи ЕГЭ: самые плохие показатели были именно по истории. 'Задача учебников по истории - воспитать в ребенке чувство патриотизма, уважения к своему народу и к другим, толерантность, - прокомментировала Наталья Павлова. - Но это может дать только хороший учебник. В бездумном изложении фактов никаких хороших чувств он не воспитает'.