А Волга - с вечера. В эти выходные в Ижевске открылся очередной фестиваль "Культурная столица Поволжья". Открылся не показом кино, не театральными гастролями, а презентацией актуальной российской словесности. От Льва Рубинштейна до Людмилы Петрушевской, от Андрея Дмитриева до Михаила Айзенберга, от Вячеслава Курицына до Дмитрия Воденникова и от "Нового литературного обозрения" до "Проекта О. Г. И." и питерской "Амфоры". То есть, фестиваль открылся делом сугубо элитарным (вроде бы), не престижным (как было принято считать до недавнего времени) и предельно чуждым публичности (по недоразумению).
Между тем, на литературные вечера народ ходил более чем охотно, так что приходилось переносить их из уютного пространства фойе в неуклюжие просторы зрительного зала, с президиумом, партером и галеркой. В книжных магазинах тепло одетые люди подолгу слушали стихи, аплодировали, брали автографы и задавали московским поэтам вопросы. Даже ночью - и то приходили, посмотреть избранные места из литературных программ телеканала "Культура", которые транслировались с полуночи до 5 утра на экране киноцентра "Дружба".
Более того; сначала столичным гостям жестко напомнили, что местные библиотеки книг давно не покупают (это правда), а народ бедствует (это почти правда). А затем раскупили большую часть дорогих московских книг, привезенных в Ижевск издателями.
Из чего следует простой вывод. От разговоров об отставании современной словесности от реалий нашего высокорыночного времени давно пора переходить к делам, позволяющим преодолевать это отставание. И для осуществления этой благородной цели хороши все средства. Даже парадоксальные.
Попробуем выстроить логическую цепочку.
Посылка: Культурной столицей Поволжья объявлен в этом году Ижевск, стоящий на реке Иж.

Уточнение: река Иж - приток Камы, которая протекает километрах в 40 от Ижевска.

Констатация: в свою очередь, Кама впадает в Волгу.

Осложнение: канал Москва-Волга тоже в известном смысле в нее впадает; никто же не назовет Москву культурной столицей Поволжья...

Вывод: причины принятого решения не этнографические, а политические. Перевыборы президента Удмуртии назначены на 14 марта, а Сергей Кириенко, поддерживающий ныне действующего главу республики, знает свое дело крепко.

Ну и что из всего этого следует? Что все обстоит очень хорошо и очень правильно, а политический расчет Сергея Владиленовича верен, должен быть поддержан всячески, а опыт его - всячески распространен. Представители власти начали сознавать, что "культурные" доводы способны работать на их предвыборную стратегию. Что отблеск литературной славы ложится на них и благоприятно сказывается на имидже. Что региональным политикам выгоден визит столичных писателей и их встречи с ижевскими писателями.

Альтруизм хорош в умеренных дозах; современный мир устроен таким образом, что лишь интерес подталкивает политика навстречу идеалу. Без этого интереса никаких конкретных действий на пользу культуры не будет; как только он появляется - ситуация начинает в корне меняться.

Окончательно же она поменяется, когда местные бизнесмены последуют заразительному примеру местных политиков; когда вкладываться в проекты - культурные вообще, литературные в частности, станет престижно; когда тот, кто уклонится от культуртрегерства, останется просто богатым пацаном. А тот, кто активно включится в процесс - сам не заметит, как превратится в представителя бизнес-элиты. С соответствующим самоощущением.

И соответствующим отношением.

Окружающих.

И властей.

Единственная сила, которая может затормозить начавшийся процесс - эта сама культурная среда. Которая вполне может по застарелой интеллигентской привычке начать разъяснительную работу среди политиков и среди бизнесменов. И заново внушить им мысль о ничтожестве литературы русской. Вместо того, чтобы совместно создавать миф о ее величии. Тем более, что это правда. Литература у нас отличная. Пусть политика на нее равняется.

Известия.ру