В этот день ровно 35 лет назад некто Виктор Ильин проник в Кремль и разрядил две пистолетные обоймы по машине, в которой должен был находиться Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В многочисленных публикациях на эту тему говорится, что данный теракт стал возможен благодаря невероятному везению и чутью преступника. Сегодня мы хотим рассказать читателям о более прозаических причинах 'удачи' первого советского террориста.

 Возвращение

                22 января 1969 года телевидение СССР вело прямую трансляцию торжественной встречи в Москве пяти космонавтов, совершивших полеты на трех 'Союзах' с порядковыми номерами '3', '4' и '5'. Чтобы понять причину ликования советских людей, нужно помнить о том, что в течение целых полутора лет никаких пилотируемых полетов в космос не было ни у нас, ни у американцев: мир находился в состоянии чудовищного шока после череды катастроф, в которых погибли космонавты: Гриссом, Чаффи, Уайт, Комаров и Гагарин. В этот день миллионы людей, застыв у телевизоров, следили за тем, как Москва встречала героев космоса: Берегового, Волынова, Елисеева, Хрунова и Шаталова. Из правительственного аэропорта Внуково-2 кортеж с космонавтами и высшими руководителями страны отправился в Кремль, где через несколько минут должна была состояться церемония награждения. Когда пять лимузинов уже въезжали на территорию Кремля, прямая трансляция неожиданно прервалась. Возобновилась она примерно через час и, по воспоминаниям очевидцев, производила какое-то странное впечатление: по бледным и растерянным лицам участников церемонии было видно - произошло что-то непредвиденное:

 

                Что осталось за кадром

                Правительственный кортеж в сопровождении эскорта мотоциклистов проехал Боровицкие ворота и поравнялся со зданием Алмазного фонда. В этот момент один из стоявших в оцеплении милиционеров выхватил из карманов два пистолета и, пропустив первую машину, в упор открыл огонь по лобовому стеклу второго 'ЗиЛа'. За шесть секунд нападавший расстрелял две полных обоймы - 16 патронов. Одна из пуль оказалась смертельной для водителя Ильи Жаркова (к слову, в этот день он не должен был работать, но подменял заболевшего гриппом товарища). Еще одна пуля легко ранила мотоциклиста из эскорта, который направил свой мотоцикл на террориста и сбил его с ног. Офицеры из девятого управления КГБ тотчас скрутили стрелявшего и запихнули его в дежурную 'Волгу'.         

Пассажиров изрешеченного пулями лимузина спасло то, что все они успели упасть на пол, а потому пострадал только Георгий Береговой, которому осколки стекла ранили лицо. По признанию Ильина, он заметил, что в кортежах автомобиль Брежнева всегда идет вторым. Кроме того, сидевший во второй машине космонавт Береговой имел определенное сходство с генсеком. Как бы то ни было, во время теракта сам Леонид Ильич находился в полнейшей безопасности. Еще в аэропорту его попросили сесть не в открытый 'ЗиЛ-111д', а в закрытый 'ЗиЛ-114', и, кроме того, на подъезде к Кремлю только этот автомобиль почему-то изменил маршрут и подъехал к зданию Верховного Совета СССР не через Боровицкие, а через Спасские ворота. Мы еще вернемся к данному обстоятельству, а пока обратимся к воспоминаниям очевидцев тех событий и рассмотрим череду всех 'случайностей' и 'совпадений', которые привели к стрельбе у Алмазного фонда.

 

                Ленинград

                Виктор Иванович Ильин родился в 1948 году. Его отец и мать были лишены родительских прав, а из детдома он был взят и усыновлен бездетной семьей. Хотя в документах Витя был записан русским, он сильно походил на цыгана: именно из-за смуглой кожи к нему с детства прилипло прозвище 'Копченый'. К двадцати годам юноша окончил Ленинградский топографический техникум, где его аттестовали на младшего лейтенанта и призвали на службу в войсковую часть, стоявшую в Ломоносове - одном из пригородов северной столицы. Сослуживцы сразу же отметили странности характера молодого офицера, который однажды взял табельный пистолет и поехал в Ленинград выяснять отношения со своей девушкой по имени Наташа. А еще Виктор открыто восхищался поступком Ли Харви Освальда (в 1963-м тот застрелил президента США Джона Кеннеди), всего один выстрел которого сделал его знаменитым на весь мир.

                Вечером 20 января 1969 года наш герой заступил в наряд помощником дежурного по части. Утром следующего дня он открыл оружейную комнату и взял два пистолета Макарова (ПМ) и четыре заряженных обоймы, после чего самовольно покинул место службы. Когда обнаружилось исчезновение младшего лейтенанта с двумя 'стволами', на его ленинградскую квартиру была направлена группа офицеров. Дома беглец не появлялся, однако в лежавшей на столе тетради обнаружилась сделанная им запись: 'Узнать, когда самолет на Москву'. В аэропорту Пулково сослуживцы без труда установили, что Виктор улетел в столицу рейсом в 10:40. Однако вместо того, чтобы немедленно сообщить о происшествии и тем самым организовать задержание Ильина в Москве, командир части протянул время до позднего вечера. Только к исходу 21 января информация о беглеце поступила в областное управление КГБ. Ленинградские чекисты передали ее туда, где в то время находился пропавший младший лейтенант. То есть в Москву.

 

                Москва

                Беглый офицер с двумя пистолетами в карманах беспрепятственно добрался до Москвы, поскольку в то время металлоискателей в наших аэропортах еще не было и в помине (их начнут устанавливать лишь через год - после угона в Турцию советского Ан-24). В столице он сразу же отправился на квартиру своего дяди, который до выхода на пенсию служил в милиции. Свой приезд визитер объяснил тем, что, мол, взял  отпуск, чтобы посмотреть встречу космонавтов, о которой было заранее сообщено во всех советских СМИ. За ужином Виктор мечтательно произнес: 'Вот если бы ты, дядя, дал мне свою форму, тогда, глядишь, и в Кремль пропустили бы'. Однако тот возмутился: 'Ты что, спятил? Знаешь, что за это полагается?' Племянник засмеялся и перевел разговор в шутку. Переночевав, он исчез, но при этом прихватил с собой дядину фуражку и плащ с погонами сержанта милиции.

                Обнаружив пропажу, старый служака заявил 'куда следует' и о подозрительном поведении своего племянника, и об украденной милицейской форме. Данная информация не на шутку встревожила чекистов, поскольку в сообщении их коллег из Ленинграда говорилось о том, что у дезертира имеется оружие. Вскоре сам комендант Кремля генерал Шорников приехал к дяде злоумышленника и, посадив его в свою 'Чайку', дважды проехал с ним по маршруту до Внуково-2: не мелькнет ли где-нибудь в толпе лицо Ильина? Но, как мы знаем, в это самое время тот находился совсем в другом месте.

 

                Кремль-9

В дядиной форме Виктор доехал на метро до центра Москвы и оттуда пешком дошел до Боровицких ворот. Увидев там оцепление, злоумышленник на какое-то время растерялся, однако быстро справился с волнением и наугад встал между милиционерами. Согласно версии следствия, место, которое занял Ильин, оказалось на стыке между двумя отделениями: в первом отделении подумали, что сержант из второго отделения, а во втором - что из первого. Через некоторое время Виктор перешел ближе к центру Кремля, где 'невероятное везение' повторилось опять. Оно заключалось в том, что в этом месте раньше находился милицейский пост, но буквально накануне он был упразднен. Поэтому там, во-первых, не оказалось штатного работника МВД и, во-вторых, появившийся человек в форме не вызывал никаких подозрений. Тем не менее один из одетых в штатское офицеров КГБ все-таки подошел к Виктору и спросил: 'Ты чего здесь стоишь?' Но, получив равнодушно-вальяжный ответ 'Поставили, вот и стою!', чекист ретировался восвояси:

Думаю, не нужно обладать аналитическим умом Насти Каменской, чтобы усомниться либо в профессиональной пригодности, либо в правдивости слов работников кремлевской охраны. Достаточно свести воедино лишь несколько фактов:

Первое: примерно за три часа до начала церемонии в Кремле все сотрудники КГБ получили ориентировку с приметами потенциального террориста. В ней было сказано, что тот может объявиться на Красной площади либо по пути следования кортежа. Такая ориентировка выглядит как минимум странно, если учесть, что спецслужбы изначально были извещены о намерении Ильина попасть внутрь Кремля.

                Второе: согласно версии следствия, злоумышленника не удалось задержать потому, что работники МВД и КГБ искали младшего лейтенанта Советской Армии, тогда как Виктор был одет в форму сержанта милиции. Не поверим и этому утверждению, поскольку дядя с самого начала заявил и об исчезновении своего плаща, и о желании племянника быть одетым не в какую-то иную, а именно в милицейскую форму. По этому признаку вкупе со смуглой внешностью и следовало искать Ильина. Впрочем, на худой конец, в ориентировке можно было указать оба возможных варианта его одежды?!

                Третье, и самое нелепое обстоятельство этой истории заключается в том, что даже при отсутствии каких-либо сигналов как из Ленинграда, так и от родного дяди спецслужбы все же имели стопроцентно гарантированный способ для того, чтобы вычислить и обезвредить злоумышленника. Дело в том, что в отличие от ряда зарубежных стран, в СССР действовал строгий регламент ношения сезонной формы одежды - зимней и летней. Это значит, что в разгар зимы (напомним, что дело происходило 22 января) на любом настоящем постовом милиционере в это время была надета форменная шинель, но никак не тоненький плащ, ношение которого допускалось лишь с середины весны до середины осени!

 

                Крамольная версия

                Мы уже говорили о том, что, получив ориентировку на беглого офицера с оружием, охрана Леонида Ильича не только пересадила генсека в закрытый автомобиль, но и повезла его в Кремль по другому маршруту. Но тогда возникает вопрос: почему в той же самой ситуации остальные сотрудники КГБ как по команде утратили все свои профессиональные навыки и превратились в слепоглухонемых статистов?

                Как это ни кощунственно звучит, но, может быть, в тот день офицеры кремлевской охраны получили именно такую команду - не мешать Ильину, а по окончании стрельбы задержать его. В конце концов, кто изменил маршрут следования брежневского лимузина и кто обезвредил опасного террориста? Ответ очевиден: работники ведомства, которым в то время руководил небезызвестный Юрий Андропов. Так стоит ли удивляться, что следствием данного теракта стало невероятное усиление влияния органов госбезопасности. Настолько невероятное, что после смерти Леонида Брежнева оба высших поста в партии и государстве впервые в истории (но, как выяснилось, не в последний раз) занял бывший руководитель КГБ. Так что, как ни крути, а террорист-одиночка Ильин оказался в нужном месте и в нужное время...

 

P.S. Психиатрическая экспертиза признала Ильина больным шизофренией. Двадцать лет своей жизни он провел в закрытых психлечебницах, пока Верховный Суд СССР не освободил его от принудительного лечения. Поскольку Виктор Иванович был уволен из армии только в 1990-м, за все эти годы ему был оплачен больничный лист. В настоящее время он является пенсионером и живет в Петербурге. По его словам, он ни о чем не жалеет, кроме гибели ни в чем не повинного водителя.