Прошедший год был для Удмуртии своеобразным. Вроде бы все хорошо: промышленность не угробили, цирк стоит, куры несутся, как бешеные, - заняли первое место по России. Но, как говаривал Мальчиш-Кибальчиш, все хорошо, только что-то нехорошо. Не у одних нас, конечно: есть поблизости регионы, которым впору равняться на Удмуртию. Что касается других наших соседей, то достижения Удмуртии в минувшем году выглядят на фоне фактов их будничной жизни каким-то казусом. 

 

Пермь

Судя по частоте упоминаний в прессе, главным событием 2003 года для Прикамья (как именуют себя пермяки на сайте своего регионального правительства) стало проведение IV Российской венчурной ярмарки, открывшейся в Перми 16 октября. Для большинства людей это событие ни о чем не говорит. Даже  Илья Клебанов, успевший побывать в Удмуртии (проездом на ярмарку) еще в статусе министра промышленности РФ, на всякий случай объяснил удмуртской элите, что такое венчурный бизнес, - это инвестиции в рисковые, но потенциально высокодоходные и быстро окупаемые проекты.

Впервые венчурные инвесторы собрались не в традиционных финансово-экономических столицах России - Москве или Питере, а в самой что ни на есть глубинке. Во время своего визита в Пермь 24 апреля  полпред в Приволжском округе Сергей Кириенко назвал Прикамье 'инновационной столицей ПФО' - за рекордное число разработанных инновационных проектов. Результат венчурной ярмарки оказался закономерен: первое место досталось питерскому проекту, практически во всех остальных номинациях лидировали компании из Пермской области.

В официальных пермских сводках не говорится о тоннах добытой нефти, зато содержится много информации о взаимоотношениях региона с инвесторами. В отличие от Удмуртии, Пермь не отказалась от участия в проекте Чубайса 'Российские коммунальные системы': в ЖКХ области этой компанией будет вложено 2 млрд рублей. Кроме того, до 1 мая 2004 года энерготарифы для населения области должны быть снижены на 20 процентов. Пермские власти заключили соглашения об инвестициях в ЖКХ региона и с другими финансовыми монстрами России - группами 'Ренова' и 'Интеррос'. Незадолго до этого губернатор Юрий Трутнев и глава АО 'Газпром' Миллер подписали соглашение о газификации Пермской области.

Целенаправленная работа с репутацией приносит пермским властям и политические дивиденды. В 2003 году здесь побывали практически все видные представители кремлевской элиты: 26 августа - премьер Михаил Касьянов по вопросу создания в Перми центра авиационного двигателестроения, 8 сентября - глава МВД РФ Борис Грызлов на представлении нового начальника областного ГУВД, 15 октября - Владимир Рушайло, который провел в Перми заседание Совета безопасности, 31 октября - президент России Владимир Путин, пролетевший мимо Удмуртии, руководство которой питало в тот момент определенные надежды на его визит.

Из повседневных дел пермяков запомнились сообщения о строительстве моста через Каму. Как известно, аналогичная задача стоит и перед Удмуртией - с той лишь разницей, что пермяки построили уже две трети своего моста, а в Удмуртии не приступали даже к разработке технической документации.  К тому же для Перми это не первый мост через великую удмуртскую реку. У нас же в республике, чтобы попасть в Камбарку, пока приходится ехать в объезд через город Чайковский, административно относящийся к Пермской области. Несомненно, все соседи Пермской области, тем более Удмуртия, должны разделить и радость Юрия Трутнева по поводу практически завершенной в 2003 году компьютеризации школ региона.

 

Башкортостан

Экономическая деятельность наших соседей в минувшем году началась в напряженном ожидании приватизации нефтяной отрасли республики. В Удмуртии в это время завершался скандал вокруг 'Белкамнефти'. Несмотря на близость будораживших обе республики тем, итоги приватизации нефтянки в Башкирии и Удмуртии получились существенно разными. Проданные по сложной схеме госпакеты 'Башнефти', трех нефтеперерабатывающих заводов и сети бензоколонок в итоге фактически остались под контролем правительства республики в лице семьи Рахимовых. 'Белкамнефть' ушла из собственности Удмуртии за бесценок, хотя, с другой стороны, ее могли 'приватизировать' вообще бесплатно.     

Таким образом, нефтянка, как одна из основ особого статуса Башкортостана, осталась пока недосягаемой для захватчиков из московских министерств. В 2003 году своенравный башкирский бабай продолжил упрочение позиций республики через укрепление 'энергетического суверенитета'. Речь идет о строительстве Юмагузинского водохранилища с ГЭС мощностью 45 МВт. Ввод данных объектов в эксплуатацию планируется в 2005 году, а первый агрегат ГЭС должен был быть запущен в День энергетика. Другая стройка века, равной которой, по мнению башкирских СМИ, нет на всем постсоветском пространстве, - полиэфирный комбинат (АО 'Полиэф') в Благовещенске. По предварительным подсчетам, работа комбината будет давать ежегодно 35 млн сальдированной прибыли. В феврале 2003 года сообщалось о том, что на 'Полиэфе' готовятся к проведению пуско-наладочных работ. Больше в экономических сводках эта тема почему-то не фигурировала.

25 апреля рейтинговое агентство 'Standard&Poor's Ratings Group' повысило кредитный рейтинг Башкортостана с уровня 'В' (прогноз позитивный) до 'В+' (прогноз стабильный). Это стало возможным благодаря поддержанию невысокой даже по международным меркам долговой нагрузки, высокому уровню капитальных расходов и четкому исполнению республиканского бюджета с профицитом 30 процентов на протяжении последних четырех лет.      

Башкортостан стал первым регионом ПФО, в котором в 2003 году побывал Владимир Путин. Это произошло 4 января. В сообщениях о визите российского президента местная пресса с гордостью живописует посещение Путиным торгово-делового центра 'Гостиный двор' в Уфе, который, по некоторым оценкам. является крупнейшим (40 тысяч кв. м) центром торговли не только в Башкирии, но и во всем Уральском экономическом регионе.

19 ноября президент Башкортостана был удостоен премии 'Российской Национальный Олимп' в номинации 'Президент 2002-2003 гг.'. Как известно, на то же самое звание претендовал в 2003 году и президент Удмуртии. Успели даже выйти сообщения о том, что Александр Волков якобы уже получил заветную статуэтку. По своей комичности этот сюжет напоминает ситуацию с губернатором Кировской области Владимиром Сергеенковым:

 

Киров

'Путин обязательно приедет', - заявил в январе 2003 года кировский глава. ':На приеме в Кремле подхожу и говорю: 'Владимир Владимирович, как с вашим обещанием? Я его уже огласил среди вятского общества. Все ждем'. Он говорит: 'Я не такой человек, Владимир Нилович (он помнит меня хорошо по имени-отчеству, хотя не всех губернаторов помнит, их же 89), я помню обещание, обязательно побываю у вас', - делился Сергеенков с прессой. И вот ирония судьбы: Путин не приехал, а Сергеенков больше не губернатор.

Вообще, тенденция вести целенаправленную работу по приглашению Путина в регион характерна для экономически отстающих территорий. И хотя президент Волков тоже мечтает привезти Путина в Удмуртию, горизонты развития нашего региона Кировской области, можно сказать, и не снились. 'На перепутье или в начале пути?', 'Что нам делать с нашим лесом?', 'Почему наши соседи, в частности республика Марий Эл, получают из федерального центра в два раза больше трансфертов, чем мы?', 'Экономика граничащей с нами Республики Марий Эл поднимается быстрыми темпами во многом благодаря нашим землякам-кировчанам, которые нашли в соседнем регионе достойное применение своим силам и способностям' - подобные заголовки не редкость на сервере правительства (!) Кировской области. Главным экономическим событием 2003 года за неимением более реальных можно признать состоявшееся в январе подписание соглашения с 'Роснефтегазстроем', согласно которому эта компания обязуется инвестировать 1,2 млрд долларов в развитие льняного комплекса области.

Из других событий года выделяются встреча Сергеенкова с Касьяновым (в Москве), президентом Межрегиональной ассоциации кулинаров России, впервые принятый с дефицитом в 700 млн рублей областной бюджет, 3 млн рублей на 17 целевых программ и 24-е место Кировской области в рейтинге инвестиционной привлекательности журнала 'Эксперт', что выше, чем у Удмуртии.

 

Татарстан

Наши нефтеносные соседи, подобно Башкортостану, ведут активную работу по замещению импорта нефтепродуктов. Достижением властей республики на перспективу является подписание договора с корейскими партнерами о строительстве комплекса глубокой переработки нефти в Нижнекамске, в который будет инвестировано 1,2 млрд долларов. Контрольный пакет акций нового предприятия, как обычно, останется в руках правительства республики. К реализации данного проекта власти Татарстана, вероятно, подвигла опасность потери ныне действующего в Нижнекамске НПЗ, миноритарные акционеры которого грозят своими действиями полностью остановить завод.

Несмотря на все трудности, 25 декабря в Нижнекамске открылся завод моторных масел стоимостью 1,5 млрд рублей. Кратко: АО 'Таттелеком' выиграло тендер на подключение школ ПФО к сети Интернет; в Набережных Челнах выпущен 250-тысячный автомобиль 'Ока'; в Татарстане впервые собран 1 млн тонн сахарной свеклы; тракторы 'Беларусь' для АПК республики начали собирать на 'ЕлАЗе', вместо того, чтобы покупать их в Белоруссии.   

 

Удмуртия

То, чем живет республика, у всех на слуху. Введена первая очередь Ижевского цирка, продан госпакет 'Белкамнефти'. Более оптимистично выглядит инвестиционный проект по сборке КIA на базе 'Ижмаш-авто'. Будем надеяться, он станет для Удмуртии крупным экономическим событием 2004 года. Хотя правительство республики в данном проекте финансово не участвует - погасить бы дефицит бюджета, - а налоги в отличие от дивидендов имеют гораздо больше выраженное свойство оптимизироваться или переходить в недоимку.