Рейтинг 'Дня'-'Ижевского ЭПИцентра' ('ДЭ') составляется на основе отбора и анализа событий, способных оказать существенное влияние на экономическую и политическую ситуацию в республике. Нахождение (отсутствие), а также происходящие изменения в положении тех или иных фигур в рейтинге 'ДЭ' не связаны с политической позицией редакции газеты и не основываются на социологической оценке включенных в рейтинг 'ДЭ' политиков, предпринимателей, общественных и государственных деятелей. Главный критерий оценки - причастность и роль каждого из фигурантов рейтинга 'ДЭ' в 'рейтинговых' событиях.  Главный политический итог прошедшего года - разрушение стабильности, сохранявшейся на протяжении двух предыдущих лет и зафиксированной в ежемесячных рейтингах '10 ведущих'. Теперь можно ожидать перемен, причем самых разных. По аналогии с человеческим организмом это можно сравнить с ослаблением иммунной системы: по ситуации на начало 2004 года 'организм' удмуртской политики еще никогда не был столь чувствителен к любым внешним воздействиям. В этом контексте последнее крупное событие ушедшего года - выдвижение Александра Волкова кандидатом на досрочных выборах президента Удмуртии - выглядит своего рода 'хирургическим вмешательством', когда откладывать на потом просто опасно.

Прошедший политический год начался с выборов (в Госсовет УР) и закончился выборами (в Госдуму РФ), но ключевые перемены в 'десятке' оказались связаны с другими событиями: со ставкой президента Волкова на свое досрочное переизбрание, почти полной потерей влияния республики на нефтедобывающую отрасль и негативными переменами в доходной части бюджета.

Что касается выборов в республиканский и федеральный парламенты, то главное, что многих интересовало, - это рамки возможного у административной системы, созданной президентом Удмуртии. Их пределы оказались достаточно широкими для проведения любых решений, касающихся внутренней политики, но не настолько, чтобы гарантировать победу Волкова в первом туре на действительно всенародных выборах Президента УР.   

На персональном же уровне главным фактором, буквально изменившим 'лицо' удмуртской политики, а вместе с тем и состав рейтинга политической влиятельности, стал вопрос о нефти. В результате событий вокруг слияния ТНК-ВР и смены собственников в 'Белкамнефти' существенно сократилось влияние на внутреннюю политику со стороны таких знаковых для республики фигур, как Виктор Хорошавцев и Евгений Богомольный. Формально бывший глава 'Белкамнефти' и нынешний сенатор Виктор Хорошавцев потерял две позиции в рейтинге 'ДЭ', а бывший управляющий 'Удмуртнефти', приняв участие в выборах в Госдуму РФ, наоборот, в середине года вернулся в рейтинг. Однако в реальности речь идет о достаточно принципиальных подвижках, затронувших весь состав '10 ведущих'. Так, вследствие событий вокруг двух основных нефтедобывающих компаний республики резко вырос политический вес бывшего вице-премьера Андрея Осколкова, возглавившего спешно созданную объединенную республиканскую нефтяную компанию, а участие в принятии принципиальных решений курирующего добывающую отрасль вице-премьера Виктора Савельева, наоборот, сократилось. Не могло не 'просесть' после произошедшего с 'Белкамнефтью' и влияние второго лица в рейтинге 'ДЭ' - премьера Юрия Питкевича. В декабре впервые со времени премьерства Николая Ганзы Юрий Питкевич занял только третью позицию. На первое место вышел финансовый вопрос, а вместе с ним и роль в правительстве министра финансов Владимира Бельтюкова. Фактически к концу года правительство превратилось в исключительно технический орган со всеми вытекающими из этого факта последствиями. И одной из символических фигур именно такого правительства является новый вице-премьер по экономике Валерий Богатырев.

Побочным эффектом, связанным с переменами в нефтяной отрасли, стал и тихо канувший в Лету проект 'нефть-автомобиль', ставший причиной острого политического конфликта в начале 2001 года. Объявленные в конце 2003 года намерения группы СОК сотрудничать с корейской компанией КIA могут означать охлаждение 'самарцев' к активному участию в удмуртской политике в связи с невозможностью использовать полномочия республиканской власти для реанимации старых планов с государственными гарантиями. В этой связи закономерно, что руководитель группы предприятий 'Ижмаш' Владимир Гродецкий, долгое время игравший на этих интересах, в прошлом году ни разу не попал в рейтинг 'ДЭ', хотя и старался выстраивать свою систему влияний на президента Волкова. Зато в декабрьский рейтинг впервые вошел руководитель Ижевского механического завода Николай Парфенов, чье место очень интересовало Гродецкого в связи с прошлогодними планами создания на базе ряда оборонных предприятий корпорации 'Стрелковое оружие и патроны'. Весной прошлого года Парфенова (надо думать, без большого желания с его стороны) сделали депутатом Госсовета УР, а в декабре он был утвержден доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина. Именно на возглавляемом им заводе в тот же день был совершен торжественный ритуал выдвижения Волкова кандидатом в президенты Удмуртии. Случайным такое быть не может - Парфенову явно придают политический вес, а раздражать это сегодня должно прежде всего Гродецкого.

Вакуум в высшем эшелоне удмуртской политики, вызванный небольшим (по сравнению с 'допрезидентским' периодом) участием в ней фигурантов из большого бизнеса, в прошедшем году продолжал восполняться политиками, занимающими различные государственные и муниципальные должности. В итоговом декабрьском рейтинге их шестеро, включая самого Волкова. Традиционно не повезло федералам-силовикам. Главный федеральный инспектор Александр Кобзев выпал из 'десятки' еще в ноябре, а после убийства в декабре помощника ГФИ на общественных началах Сергея Красина (с закулисной деятельностью которого многие связывали возросшую активность самого Кобзева) вмешательство ГФИ в республиканскую политику приобрело скорее символический характер. Проиграл одну позицию по сравнению с началом года и спикер Госсовета Игорь Семенов, причем в середине года Семенов вообще на месяц выпадал из рейтинга. Неразрешимая проблема спикера состоит в полной его зависимости от воли президента Удмуртии, но значимость решений, которые пришлось воплощать главе парламента, позволила ему остаться на плаву.

 В явном (пусть пока и небольшом) политическом плюсе только мэр Ижевска Виктор Балакин. Это несмотря на летние скандалы, очередное урезание налогов в пользу республиканской казны и декабрьскую критику президента Волкова за 'провал в жилищном строительстве'. Тем не менее довыборы в городскую Думу обеспечили мэру депутатское большинство, и, следовательно, в предстоящем году новых выпадов против него с этой стороны, скорее всего, не будет.

Зато будет много другого, от чего не застрахован ни один участник удмуртской политики, попадающий в '10 ведущих'.