То, о необходимости чего так много писал 'Д', свершилось. В канун Нового года  очередной съезд удмуртской организации Союза художников РФ отправил в отставку прежнего председателя местного союза Петра Ёлкина. Переизбрали и правление. К руководству организации пришли представители реформаторского крыла СХ УР. 

Напомним нашим читателям, что ситуация, требующая серьезных перемен в республиканском Союзе художников, назрела уже давно. Еще в 1999 году союз потрясали  бурные дебаты, но тогда Петру Ёлкину путем изощренного политического манипулирования удалось удержаться на своем посту. В прошедшие с того момента четыре года продолжилась творческая, организационная и экономическая стагнация объединения,  а сформулированная в 1999 году 'программа развития'  так и осталась не реализованной.

          Последствия 'эпохи Ёлкина'

По сути, главное творческое объединение художников Удмуртии оказалось на обочине культурных процессов  в республике. Достаточно сказать, что Союз художников  УР до сих пор не имеет в Интернете своего представительского сайта. Молодежь в рядах союза практически отсутствует. Выставки СХ УР, на которых из года в год преобладают все те же штампованные пейзажи и натюрморты, подаваемые под вывеской 'реализма', не получают сколько-нибудь значимого общественного резонанса, а 'значимыми культурными  событиями' они могут считаться разве лишь в официальных  отчетах местного министерства культуры. Международные связи союза в основном замыкаются на финно-угорские страны, да и те в своих контактах все более и более ориентируются на этнофутуристическое направление в искусстве Удмуртии, которое развивается вне рамок СХ УР.  Дурно и бедно оформленный Выставочный зал СХ УР, расположенный на одной из центральных улиц Ижевска, занимает в культурном пространстве города маргинальное положение. Личные мастерские членов союза ветшают, требуют ремонта,  а плата за них растет. Более того, часть из них сегодня находится под угрозой отторжения  по суду.

Вообще-то, многие экономические проблемы  СХ УР могли бы быть решены за счет работы производственных мастерских Художественного фонда. Однако 'ёлкинское' руководство союза не смогло обеспечить их выгодными заказами. Был избран самый примитивный путь - сдача площадей трехэтажного здания Худфонда в аренду коммерческим структурам. 'Творческая' часть деятельности производственных мастерских Худфонда свелась к производству гробов, надгробий и похоронных венков.

При этом реальные поступления от такой экономической деятельности в казну союза при Ёлкине либо отсутствовали, либо ловко скрывались. Напомним, как выглядел финансовый отчет назначенного директора Худфонда Вячеслава Журавлева в марте  2003 года. Согласно его докладу из 1200 кв. м здания фонда 471 кв. м сдавался в аренду под офисы, 299 кв. м - в аренду под производство мебели, 100 кв. м - под склады. К доходам от аренды следует приплюсовать доходы от магазина 'Автозапчасти', Ритуального бюро 'Память', дествовующих под вывеской Творческих мастерских СХ УР. Из полученной суммы вычитались расходы на коммунальные услуги (327 тыс. рублей в год) и на зарплату работников всего этого 'хозяйства' (556 тыс. рублей). Из оставшихся денег 70 % шло опять же 'на развитие' фонда, а 30 % - на уставные цели Союза художников. В итоге это давало союзу 14,9 тысячи (!) рублей в месяц.

Жалкие эти цифры не смущали прежнее руководство союза, а реальный контроль за финансовыми делами со стороны массы рядовых его членов отсутствовал. Достаточно сказать, что отчетное собрание, на котором были озвучены вышеуказанные показатели, собралось вопреки уставу впервые за три года - и то лишь после официального запроса к председателю Ревизионной комиссии СХ России со стороны оппозиционных Ёлкину художников.

Кризис

Понятно, что дальнейшее пребывание Петра Ёлкина во главе Союза художников УР грозило продолжением деградации этого объединения. Осенью прошлого года в редакцию 'Д' обратилась группа художников с просьбой провести журналистское расследование положения дел внутри союза.

Кроме экономических и организационных проблем союза, на страницах нашей газеты рассматривались вопросы творческого кризиса одного из крупнейших творческих союзов республики. В течение года 'Д' опубликовал 13 материалов, посвященных проблемам СХ УР, которые, кстати, содержали отклики как членов СХ УР, так и просто представителей ижевской интеллигенции.

Однако председатель союза  Петр Ёлкин вместо того, чтобы учесть справедливую критику или хотя бы гласно отстаивать свои принципы в полемике предпочел организовывать в печати 'открытые письма' в свою поддержку от имени зависимых от себя членов Правления СХ УР и представителей официозной 'общественности' (не постеснялись привлечь даже 'безотказного' Михаила Калашникова). Основным содержанием этих публикаций являлось перечисление официальных регалий Ёлкина и личные нападки на автора статей в 'Д'.

Между тем, в марте 2003 года было создано новое творческое объединение 'М-Арт', в которое вошел ряд членов союза, несогласных с эстетической и организационной программой 'ёлкинского'  руководства.  Недовольство политикой Ёлкина в течение года постепенно накапливалось и среди основной массы руководимых им художников - даже тех, кто раньше составлял послушное большинство.

Гром грянул неожиданно. 16 декабря на собрании, посвященном избранию делегата на очередной съезд Союза художников России, кандидатура Ёлкина с треском провалилась. По предложению 'оппозиционеров' большинство проголосовало за Расифа Батыршина. Собранием было также приято решение о том, чтобы через 10 дней провести съезд с целью переизбрания дискредитировавшего себя правления и председателя СХ УР.

         Съезд

Открывшийся 26 декабря съезд начался с сюрприза. Оказалось, что Петр Ёлкин успел съездить в Москву и привезти оттуда  письмо за подписью председателя Союза художников России Сидорова, которое объявляло нынешний съезд незаконным. Согласно изложенной в письме версии, из-за того, что съезд был созван на полгода раньше, чем обычно, его следует считать внеочередным, а для проведения внеочередного съезда по уставу требуется собрать две трети подписей членов союза и получить согласие Ревизионной комиссии в Москве. Кроме того, Ёлкин настаивал на том, что незаконным является и избрание делегатом на российский съезд Батыршина, так как он был избран простым большинством участников собрания, а не  всех членов союза. 

Последнее заявление особенно возмутило художников, которые справедливо указали Ёлкину, что он должен был сообщить об этом сразу, еще в начале предыдущего собрания, но не сделал этого, а значит, апеллирует к нормативным документам лишь в тех случаях, когда это выгодно лично ему. Тем не менее, вопрос о делегате еще раз на голосование был поставлен: за Батыршина проголосовало 50 человек, а за Ёлкина - 22.

 Несмотря на явное недоверие к нему большинства членов союза, Петр Васильевич, продолжал размахивать письмом Сидорова. По его словам, он не собирается держится за власть, только 'хочет  уйти красиво', то есть летом. Прозрачные намеки художников, что гораздо 'красивее' его уход выглядел бы, если бы он сейчас просто подал в отставку, а не цеплялся за формальные предлоги, Ёлкин не воспринял. В конечном итоге, он попытался увести со съезда 26 человек, которые проголосовали за то, что следует принять во внимание рекомендации Сидорова. Это грозило съезду потерей кворума - и судьба 'свержения' Ёлкина опять повисла на волоске. Лишь пламенная речь Михаила Короля, а также выступления  ряда других ораторов удержали съезд от раскола.

Новым председателем союза был избран живописец Расиф Батыршин. Из прежнего состава правления переизбрали только искусствоведа Валентину Гартиг. В правление также вошли такие авторитетные художники как Сергей Орлов и Анвар Сафиуллин, автор герба УР Юрий Лобанов, директор художественной школы ? 11 Алексей Плотников, известный краевед Евгений Шумилов.

Программа нового руководства Союза художников УР включает в себя такие пункты как организация эффективной рекламы союза, восстановление производственных мастерских Худфонда, лоббирование крупных заказов для фонда, приведение в достойный вид Выставочного зала СХ УР,  гласность в финансовых и организационных вопросах (при Ёлкине вся информация от большинства членов союза утаивалась), справедливость и профессиональная честность при отборе работ на выставки, а также при издании буклетов и каталогов союза.

         Перспективы

В настоящее время новое руководство СХ УР приступило к изучению ситуации в союзе. Сам Ёлкин пока отказывается  признать законность своей отставки и саботирует передачу дел новому председателю. Возможно, мы станем свидетелями еще одного скандала, связанного с именем Петра Ёлкина. Но в любом случае эту страницу в истории союза можно считать уже перевернутой.

Конечно, отставка 'ёлкинского' правления - это лишь первый шаг к возрождению Союза художников Удмуртии. Сможет ли он занять достойное место в культурной жизни республики, стать ее настоящей визитной карточкой  - вопрос будущего. Со своей стороны 'Д' намерен и дальше внимательно следить за жизнью одного из наших крупнейших творческих объединений.