С 1 января 2004 года совокупная плата потребителей за электроэнергию, приобретенную на оптовом рынке, может уменьшиться. При этом с 1 января 2004 года свободный сектор торговли оптового рынка электроэнергии заработает в новых условиях ценообразования. Это определено постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 года ? 643 'О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода'. Основной особенностью оптового рынка электроэнергии в России, начиная с января 2004 года, будет являться переход оплаты части установленной генерирующей мощности электроэнергии из регулируемого сектора в сектор свободной торговли. Изменение порядка оплаты мощности определено Постановлением Правительства РФ от 24.10.3003, согласно которому до 1 января 2004 года сохраняется действующий порядок расчетов за генерирующую мощность - то есть когда в регулируемом секторе мощность в полном объеме оплачивается по установленным тарифам. Начиная с 1 января, в регулируемом секторе поставщикам будет оплачиваться только 85 процентов мощности.

Одновременно, в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, поставщикам предоставляется возможность 'покрыть' 15 процентов стоимости их генерирующей мощности в секторе свободной торговли. Таким образом, с 1 января 2004 года в конкурентном секторе покупатели будут оплачивать не только электроэнергию, но и связанную с ее производством мощность, в отличие от ситуации до 1 января 2004 года, когда потребители покупали часть электроэнергии в конкурентном секторе, а мощность оплачивали в регулируемом. К примеру, в настоящее время цена на электроэнергию в конкурентном секторе составляет около 25-27 коп.  за кВтч., а тариф на мощность в регулируемом секторе в расчете на 1 кВтч. В текущих ценах равен примерно 20-22 коп. Если бы уже сегодня торговля в Секторе свободной торговли осуществлялась с учетом мощности, то цена продажи/покупки электроэнергии (мощности) на торгах в АТС составляла бы около 45-49 копеек за кВтч. Без НДС, что несколько ниже цены регулируемого сектора оптового рынка. Именно такая система формирования цены будут действовать в конкурентном секторе с 1 января 2004 года.  Напомним, целью работы некоммерческого партнерства 'Администратор торговой системы' (НП 'АТС' ) является подготовка, запуск и управление работой сектора свободной торговли на оптовом рынке электроэнергии, а также организация совместного функционирования свободного и регулируемого секторов рынка электроэнергии (мощности). Следует подчеркнуть, что, покупая больше электроэнергии и мощности в конкурентном секторе по меньшей цене, потребители будут покупать меньше более дорогой энергии и мощности в регулируемом секторе (ФОРЭМ). Таким образом, ожидается, что выигрыш покупателей от участия в секторе свободной торговли с 1 января вырастет за счет возможности купить часть мощности в конкурентном секторе, а не в регулируемом - по фиксированным тарифам. Это обусловлено тем, что покупатели в регулируемом секторе будут оплачивать электроэнергию по единому, так называемому 'одноставочному', тарифу. Этот тариф будет учитывать, кроме стоимости электроэнергии и тариф на мощность, но только в том объеме, в котором покупатели приобрели электроэнергию в регулируемом секторе.  Таким образом, с января  2004 года совокупная плата потребителей за электроэнергию может уменьшиться, а эффективность участия потребителей в секторе свободной торговли вырастет.

Важно отметить, что с января 2004 года ожидается существенное увеличение количества участников свободного сектора торговли электроэнергии, в том числе и за счет выхода в сектор подавляющего большинства дочерних энергокомпаний РАО 'ЕЭС России', территориально расположенных в зоне сектора 5-15. Сообщает пресс-служба ОАО 'Удмуртэнерго'.