Международные организации по-прежнему негативно оценивают ситуацию со свободой СМИ в стране

Положение со свободой прессы в России ухудшается. Об этом можно судить по обновленному рейтингу организации 'Репортеры без границ', которая, как и весной, поставила нашу страну лишь на 121-е место в ряду из 139 стран. Лучше, чем у РФ, оказались показатели даже у Таджикистана (86-я позиция), Киргизии (98-я), Азербайджана (101-я). Впрочем, не только Россия, но и подавляющее большинство территории бывшего СССР закрашено на соответствующей карте сайта 'Репортеров' тревожным красным цветом, что означает 'тяжелую ситуацию'. Еще хуже только окрас Туркменистана - темно-коричневый. В точно таких же 'фашистских' тонах предстают Китай и ряд арабских стран, но для России это слабое утешение. До благородного светло-серого ('ситуация скорее хорошая') окраса США и Британии, а тем более до непорочного белого (Канада, Германия) ей далеко, как до неба.

При этом следует напомнить, что и другая довольно известная международная организация - Freedom House - в этом году выставила России 'неуд.' по части свободы СМИ, переведя ее из разряда 'частично свободных' в 'несвободные' (вместе с Арменией, Украиной и Венесуэлой). А комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) до сих пор помещает российского президента Владимира Путина в список 10 самых главных врагов прессы в мире. Все указанные организации полагают, что по сумме фактов цензуры, давления, преследования, а иногда и физического воздействия на журналистов наша страна лучших показателей не заслуживает.

К подобным рейтингам, конечно, следует относиться осторожно. Многочисленные правозащитники из среднеазиатских и закавказских республик вряд ли согласятся со столь высоким местом их стран относительно РФ (почему-то в несвободной РФ они и ищут убежища). И почему Украина с пресловутым 'делом Гонгадзе' обогнала своего большого партнера по СНГ, так же неясно. Можно предположить, что за 'опусканием' России стоят определенные политические интересы или, в лучшем случае, искреннее недоверие к нашей стране, над которой в представлении западных журналистов до сих пор витает призрак тоталитаризма. Во всяком случае, все эти рейтинги и 'черные десятки', конечно, до некоторой степени ухудшают отношение к России, по крайней мере, в 'цивилизованном' мире, который и так постоянно корит руководство РФ за Чечню. Конечно, можно сказать, что собака лает, а караван идет вперед. Высокие руководители США и стран ЕС, к примеру, не считают зазорным активно общаться с президентом Путиным или другими 'врагами свободных СМИ' по версии CPJ - лидерами Китая. А сам российский президент тем более не обращает внимания ни на что и встречается с коллегами по 'черному' списку, включая и Леонида Кучму, и Фиделя Кастро, и малайзийского премьера Махафира Мохамада.

Тем не менее говорить, что оценки международных организаций совершенно пристрастны и вообще не отражают действительности, было бы слишком просто. 'Споры хозяйствующих субъектов' в сфере телевизионных СМИ лишний раз показали всю степень влияния на масс-медиа со стороны как государства, так и олигархических групп, заинтересованных в определенном контроле над информационной политикой. С другой стороны, сам министр печати РФ Михаил Лесин говорит о том, что в России существует значительный переизбыток СМИ - 6,5 тыс. только электронных изданий. Значительная часть газет, журналов, интернет-проектов и т.д. содержится или бизнес-структурами, или местными органами власти в целях влияния на общество (предвыборная агитация, разного рода пиар, лоббирование определенных планов, проектов и т.д.). Такая зависимость отнюдь не способствует действительной свободе информации и печати.

По большому счету, по-настоящему свободная пресса у нас существовала достаточно короткий период - в 1989-1991 гг., когда на волне перестроечного энтузиазма и гласности существовал огромный читательский спрос на 'живое слово'. Спрос, позволявший (при дешевизне бумаги и типографских услуг) 'новым' печатным СМИ не зависеть ни от ЦК КПСС, ни от олигархов, ни, по большому счету, даже от рекламы. Однако того энтузиазма, видимо, не вернуть, а сделать СМИ зависимыми если не от читателя, то хотя бы от другого 'нормального' источника денег - рекламы - трудно. В настоящее время рынок рекламы, за счет которой могут 'кормиться' СМИ, слишком мал, поэтому и телевидение, и пресса в качестве коммерческих проектов не рассматриваются. Рынок, конечно, со временем вырастет, и уже растет, но, как говорит поговорка, 'пока солнце взойдет, роса очи выест'. Т.е. многие СМИ успеют разориться. Процесс, может, и естественный, но беспокоящий российское и западное общественное мнение. Тревожат последнее и ограничительные новации в российском законодательстве о СМИ, в частности так называемые 'антитеррористические' поправки. Так что в ближайшее время, пока СМИ реально не станут на ноги, рейтинговые позиции России в этом смысле вряд ли будут сильно отличаться от позиций по другим показателям, для нас также печальным, - 'индексу восприятия коррупции' и т.д.