Вчера замминистра промышленности, науки и технологий Сергей Митин заявил о том, что его ведомство подыскало инвестора для автозавода "Москвич", находящегося под арбитражным наблюдением. Минпромнауки предложило московскому правительству поставить во главе "Москвича" менеджеров самарской группы СОК. Если это произойдет, в России появится еще один крупнейший автомобильный холдинг, который будет контролировать два автозавода - "Иж-Авто" и "Москвич", а также большую часть поставок комплектующих на АвтоВАЗ.

Автозавод "Москвич" рассчитан на выпуск 180 тыс. машин в год, но с 2001 года не работает. 60,4% акций завода принадлежит Минимуществу и находится в управлении правительства Москвы. Кредиторская задолженность "Москвича" составляет 33 млрд руб., из которых 22 млрд руб. (более $730 млн) - долг перед Внешэкономбанком по кредиту, полученному в 80-х годах на покупку оборудования для моторного корпуса, остальная сумма - долги перед бюджетом. В июне на предприятии было введено наблюдение, дело о банкротстве назначено на 27 ноября.

В СОК входят 37 предприятий, в том числе производители комплектующих для АвтоВАЗа ("ВАЗинтерсервис", "Автоприбор", "Автосвет", ОСВАР, "Пластик", "Автонормаль" и др.), сборочное производство ("Рослада") и непрофильные активы (Средневолжская транспортная страховая компания, нефтяная компания "Самара-Нафта", Промэкбанк и др.). СОК также контролирует все непрофильные активы оборонного завода "Ижмаш" (более 90% акций принадлежит государству) через компании "Иж-Авто", металлургический завод "Ижмаш", "Ижевские мотоциклы" и "Ижмаш-Станко". По неофициальной информации, среди собственников СОК - топ-менеджеры АвтоВАЗа.

Сразу после введения на "Москвиче" процедуры наблюдения Сергей Митин сообщил Ъ, что правительство хотело бы сохранить автозавод и "выпускать на нем запчасти и автомобили класса D". Вчера господин Митин назвал журналистам потенциального инвестора - группу СОК: "Мы предложили правительству Москвы вариант смены менеджмента на предприятии. Группа СОК - один из потенциальных инвесторов 'Москвича', ранее она неплохо себя зарекомендовала на 'Иж-Авто'".

Однако вице-президент СОК Виталий Ильин вчера отказался от комментариев, заявив, что ему неизвестно о планах группы по санации "Москвича". Но источник Ъ, близкий к руководству СОК, подтвердил, что самарская группа с начала 2003 года вела переговоры с правительством Москвы о покупке не менее 75% акций "Москвича" или передаче их в доверительное управление. Одним из условий сделки должно было стать списание долгов предприятия перед ВЭБом.

По словам источника, группу заинтересовало оборудование, приобретенное под гарантии федерального бюджета. Она намеревалась собирать на нем 41-ю модель "Москвича" из своих комплектующих. Однако после проведенной весной ревизии выяснилось, что в ящиках нет ничего, кроме штамповочного оборудования: все остальные детали исчезли и, по всей видимости, попали в скупку цветных металлов. Несмотря на это, группа СОК не отказалась от своих намерений и даже предложила кандидатуру на должность гендиректора "Москвича" - Михаила Блохина, ранее возглавлявшего завод "Рослада". Однако в июле переговоры между СОК и московским правительством прекратились.

Вчера начальник управления департамента науки и промышленности правительства Москвы Дмитрий Павлов сообщил Ъ, что столичные власти "поддержат любую здравую инициативу, тем более от профессионалов автомобильного рынка, к которым безусловно относится СОК". Господин Павлов подчеркнул, что для возрождения автомобильного производства на "Москвиче" необходимы "слишком большие инвестиции". По его словам, одним из источников финансирования может стать "реализация непрофильных активов". Какую сумму можно выручить от продажи имущества автозавода, господин Павлов оценить затруднился. В любом случае, по оценке экспертов, на возрождение "Москвича" с учетом его долгов требуется около миллиарда долларов. При этом на строительство сборочного завода по принципу greenfield, как показывает опыт концернов Ford и GM, достаточно $150-200 млн.