В неравный бой с иностранными автопроизводителями вступил наш автопром на проходящем в Москве с 25 по 31 августа VI Международном автосалоне. По-настоящему постоять за честь России может разве что АвтоВАЗ, показавший в Экспоцентре сразу несколько новинок. Остальным же похвастать особо нечем.

Однако и новинки ВАЗа пока можно увидеть только на выставочных стендах. "Проект 2170", призванный заменить к 2007 году нынешнее 10-е семейство "Лады", представлен только опытным образцом. Седан 2170 представляет собой несколько удлиненную версию 2110 с улучшенным интерьером и новым двигателем объемом 1,6 литра. На Ладе-2170 можно будет увидеть такие диковинные для отечественного автомобиля устройства, как АБС (антиблокировочная система тормозов) и "подушки безопасности" для водителя и переднего пассажира. Но не раньше 2005 года. В этом же году в серию должен пойти автомобиль класса "В" "Калина", для которого на ВАЗе строится специальный конвейер. А первая "Калина" - седан 2118, представленный на автосалоне уже предсерийным образцом - появится в 2004 году. Глава волжского автогиганта Владимир Каданников обещает, что цена новых моделей (2170 и "Калины") не должна превысить 8 тысяч долларов.

Менее отчетливым видится будущее другой новинки - "Оки-2". Вазовские дизайнеры постарались и сделали удобный городской автомобиль, но это пока только макет - двери не открываются, капот запаян. Судьба аналогичного макета, показанного ВАЗом в Москве на "Мотор-шоу-2002", - "новой классики" - печальна. Шумная прошлогодняя премьера сменилась разочарованием. Стало ясно, что ВАЗ стремится поскорее избавиться от всех моделей заднемоторной компоновки и освободить место на конвейере для моделей преднеприводных (заметим: более дорогих).

Производство "шестерки" и "четверки" уже перевели на "ИжАвто", принадлежащий группе СОК, близкой АвтоВАЗу. На очереди - ВАЗ 2105 и 2107. "Классика" по-прежнему весьма востребована покупателем, для которого 4 тысячи долларов - максимальная цена, которую он готов заплатить за машину. Собственные разработки "Ижа" соответствуют уровню разве что по этому показателю. Огромный стенд "Ижа", расположенный по соседству с вазовским, поражает посетителей "обширной культурной программой", но никак не новинками.

Немного нового и у ГАЗа. Горьковский автозавод продолжает упорно модернизировать "Волгу-3110", заменив ей переднюю подвеску, а в будущем (2005-й год) пообещав добраться и до задней. Событие прошлого года - "Тигр" - так пока и не пошел в серию. Наладить производство (в количестве 300 штук в год) намерены со следующего года. А пока проходят испытания, руководство ГАЗа с гордостью утверждает, что русский "Тигр" вдвое дешевле американского "Хаммера", также показнного на автосалоне.

Кстати, "Хаммер" также собираются производить в России на калининградском заводе "Автотор", где уже собирают БМВ и КИА. Но для нужд российской армии нужен именно "Тигр", который производился бы целиком из отечественных компонентов - основное требование военных.

Обновленные "Газели" и "Соболи" запущены в производство уже в этом году, поэтому на автосалон привезли "Соболь-Собкор" (вариант для прессы) и "Газель"-маршрутное такси, выкрашенное в специальный ярко-желтый цвет, подделать который, как утверждают на ГАЗе, невозможно.

Новинки УАЗа - грузовик на базе УАЗ-3160 и УАЗ-3159 "Охотник" - очередная вариация на тему вечного "козла" - могли быть названы новинками на "Мотор-шоу 2002", когда иностранцы отдыхали от России, но только не рядом с европейской премьерой 9-го (!) по счету поколения "Мицубиси Лансер".

Иностранцы по-разному отнеслись к Московскому автосалону. Некоторые, вроде "Пежо" и "Шкоды", не привезли ничего нового, а показали то, что можно купить в салонах у российских дилеров. Другие показали модели, уже побывавшие на мировых автосалонах, но у нас доселе невиданные - "матричный" "Кадиллак CTS", "Форд Фокус Си-Макс" и "Форд фьюжн", спортивный "Ниссан 350 Z", удлиненную версию "Ауди А8". Но были и премьеры - "Хенде" представил модель "Элантра", БМВ - новую 528-ю, "Хонда" - вместительный универсал "Аккорд Турер".

"Фольксваген" приберег пятое поколение "Гольфа" к домашней выставке во Франкфурте, зато привез "Гол" - бюджетную машину бразильского происхождения с литровым двигателем. Очевидно, что если "Фольксваген" и будет организовывать собственное производство в России, то никак не внедорожника "Туарег" и минивэна "Туран", а именно "Гола", стоимость которого в "голом" варианте (без излишеств) - менее 9 тысяч евро. Правда, здесь ему придется конкурировать с "Шкодой Фабией", "литровая" версия которой уже вовсю продается в России.

Радует, что у нас наконец появился двигатель, соответствующий нормам токсичности "Евро-3" - такие моторы в сотрудничестве с фирмой "Бош" производит теперь Ярославский моторный завод. Но эти двигатели предназначены для грузовиков. А вот массового потребителя наш автопром не балует. Как следствие: все больше наших соотечественников предпочитает западные машины - рост продаж иномарок в 2003 году просто впечатляющий.