К концу 2005 г. "Татнефть" намерена создать собственный парк из 4500 цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов и готова потратить на эти цели не менее $130 млн. В условиях дефицита трубопроводных мощностей этот шаг позволит компании увеличить экспорт.
27 августа совет директоров "Татнефти" должен утвердить финансовый план развития компании на 2004 - 2005 гг. Среди прочих затрат планируется увеличение к 2005 г. собственного парка цистерн до 4500 шт. Для управления этим парком компания создала "дочку" - "Татнефть Транс". По словам замдиректора ООО "Татнефть Транс" Александра Кантуева, сейчас в собственности у "Татнефти" уже 350 цистерн, еще 650 передано в лизинг московской компанией "ТЭК", 184 арендуется у татарстанских "Петрокама" и Миннибаевского завода. Сегодня компания ежемесячно перевозит по железной дороге около 200 000 т нефти. По словам гендиректора "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова, в 2004 г. компания намерена увеличить ежемесячный объем перевозок по железной дороге на 150 000 - 200 000 т. Использование собственного парка цистерн позволит снизить себестоимость перевозок на 10% по отношению к услугам МПС, считает Кантуев.
Увеличивая собственный железнодорожный парк, "Татнефть" не собирается отказываться от услуг трубопроводной системы, поскольку транспортировка по железной дороге все равно остается дороже.
"Трубопровод - самое выгодное, но что делать, если пропускные возможности "Транснефти" лимитированы", - говорит Валерий Матвеев из отдела экспертизы управления инвестиционных проектов "Татнефти". По его мнению, транспортировка продукции по железной дороге может быть выгодна в том случае, если цена нефти на внешнем рынке не ниже $24 за баррель и менее 1700 руб. за 1 т на внутреннем.
За первое полугодие добыча нефти в России выросла на 11% , в то время как экспортные трубопроводные мощности увеличились незначительно. Это вынуждает нефтяные компании искать альтернативные пути доставки.
"Поэтому мы начали возить нефть по дороге, как поступают "ЮКОС", ТНК, "ЛУКОЙЛ" и другие", - заявил собеседник в руководстве "Татнефти". Говоря о возможных направлениях сбыта, он предположил, что 150 000 т пойдут прежде всего для турецкой компании Tupras. В соответствии с подписанным контрактом Татарстан поставляет в Турцию 2,4 млн т нефти. В июле этого года было подписано соглашение, по которому поставки возросли на 80 000 т нефти в месяц. Нефть поставляется танкерами по Черному морю через пролив Босфор.
Директор российского бюро Petroleum Argus Сергей Лукьянов считает, что у "Татнефти" нет другого выхода, кроме как расширять железнодорожный экспорт. "Россия заинтересована в поставках на мировой рынок нефти максимально высокого качества, поэтому "Татнефть" с ее высокосернистым сырьем все больше ограничивают в экспорте по трубе", - говорит он. Для экспорта в Турцию по железной дороге, отмечает Лукьянов, "Татнефти" придется использовать украинские порты Одесса и Феодосия, поскольку в Новороссийск, где переваливается в основном легкая нефть, ее вряд ли пустят. Этими портами пользуются казахстанские компании, и доставка сырья от пункта налива обходится им в $80 за тонну. У "Татнефти" эти затраты будут несколько выше, считает эксперт.
Однако в правительстве Татарстана не считают, что проект по транспортировке нефти по железной дороге связан с ужесточением требований к содержанию серы в нефти со стороны "Транснефти". "Татнефть" не могут не пустить в трубу", - полагает замминистра экономики и промышленности Татарстана Фарид Туктаров.
Экспорт нефти по железной дороге активно развивает и "ЮКОС". Компания, по словам ее представителя, имеет свой парк железнодорожных цистерн, но транспортную "дочку" создавать не стала. Перевозками оперирует подразделение, входящее в "ЮКОС-РМ". Порогом рентабельности железнодорожного экспорта в "ЮКОСе" считают цену нефти в $23 за баррель.