Проблему экологического состояния водных ресурсов Ярославской области подняла газета "Золотое кольцо". Большие и малые суда, затопленные вдоль волжских берегов и на Рыбинском водохранилище, давно стали неотъемлемой частью привычного глазу пейзажа. В большинстве своем никто даже не задумывается об опасности, которую несут в себе полусгнившие остовы барж и кораблей.

Состояние водных ресурсов регулируется законом 'Об охране окружающей среды в РФ' от 10 января 2002 года. Этим законом устанавливается система норм и предельно допустимых нормативов концентраций выбросов и сбросов в местах проживания и работы людей. Закон, как отметил уполномоченный по делам человека в РФ О. Миронов, повсеместно не соблюдается. Правозащитник привел данные экологической экспертизы, проведенной специалистами центра 'Экоюрис'. Для жителей Ярославской области цифры не утешительны. Например, допустимые нормы по содержанию в воде так называемых экстремально высоких загрязнений (ЭВЗ) и высоких загрязнений (ВЗ) в бассейне реки Волги превышены соответственно в 33 и 232 раза. По целому ряду параметров Ярославль вместе с Саратовом, Пермью, Боткинском и Ижевском вошел в число пяти крупнейших городов страны, фактически подлежащих выселению.

Причина столь нелицеприятной экологической ситуации не только в сбросе неочищенных стоков промышленными предприятиями региона. Есть и другая проблема, о которой часто забывают: это полусгнившие баржи и корабли, затопленные на территории этих районов.

В своем недавнем письме заместителю главы Угличского округа генеральный директор Угличского речного порта Сметанин предельно конкретен: 'На 307-м километре судового хода, напротив микрорайона Цветочный (город Углич), в 50 - 60-е годы частично затонули 4 судна. В их числе 2 баржи-площадки и 2 баржи-нефтянки. Залегают на глубине 2,5 - 3 метра. Данных о том, откуда появились указанные суда, нет'. В Мышкинском округе на трехметровой глубине затоплены 2 баржи-площадки, о содержимом трюмов которых ходят весьма противоречивые слухи. 5 полузатопленных судов находится в акватории Рыбинского водохранилища в непосредственной близости от Рыбинска. То есть в месте, где производится основной водозабор для нужд города. Содержимое судовых трюмов находится в постоянном контакте в волжскими водами.

Этой проблемой занялась природоохранная прокуратура: ответственные организации теперь завалены грудой требований о срочной организации подъема судов в зоне их ответственности. Нужно отметить, что заниматься подъемом и утилизацией судов - дело недешевое и очень хлопотное. Если стоимость подъема целого судна весом в 200 тонн составляет всего лишь 40 - 70 тысяч рублей, то стоимость подъема уже резанного судна (вернее, того, что от него останется) возрастает в двадцать раз.