Это примерно 46% от суммарного годового показателя 2002 года и почти на 10% меньше того, что было произведено российскими автозаводами за аналогичный период прошлого года. Значительное падение отмечается у лидеров российского автопрома- АВТОВАЗа и ГАЗа. ВАЗ за шесть месяцев призвел 320 395 автомобилей (-14%), а ГАЗ собрал вообще только 21 201 легковой автомобиль (-42,3%).
Из крупных автозаводов ударными темпами трудились только ижевские автомобилестроители. Производство автомобилей на 'Иж-Авто' в I полугодии выросло на 18 % до 44 тыс. 990 автомобилей (в том числе на 28 % выросло производство моделей "ИЖ" и на 7,5 % моделей "ВАЗ"). Другие "истинно российские" автозаводы в первом полугодии держались с отставанием от прошлогодних результатов на 3-4%. УАЗ произвел 15 887 автомобилей (-3,6% к 2002г.). Производство автомобилей "Ока" снизилось в I полугодии 2003 года как на КАМАЗе (На ЗМА выпущено 18 632 автомобилей 'Ока', что на 3,8% меньше, чем годом ранее), так и на СеАЗе- 9 286 'Ок', (-3,7%). На предприятии 'РосЛада' в Сызрани смогли собрать 17 199 вазовских малолитражек, что также ниже прошлогодних показателей.
А вот российские заводы по сборке иномарок рапортуют о головокружительных успехах. Таганрогский автомобильный завод увеличил производство в 3,7 раза по сравнению с тем же периодом 2002 года- до 2 326 автомобилей, что фактически соответствует прошлогодней годовой программе. В Таганроге этой весной освоили сварку кузовов и сосредоточились на сборке одной модели Hyundai Accent. Спрос на нее сейчас значительно превышает предложение. План в 6000 машин скорее всего будет выполнен. Не хуже обстоят дела и в Всеволожске, где в июле исполнился год со дня открытия нового производства компании Ford. В первом полугодии там собрали около 5 тысяч 'Фокусов'. Более точных цифр компания не озвучивает, ограничиваясь лишь данными о продажах этой модели на территории России - 5244 штук, и говоря, что основной объем их произведен во Всеволожске. На производственных мощностях ЗАО 'Автотор' в Калининградской области в первом полугодии 2003 г.изготовлено 3742 автомобилей - рост на 32% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, при этом объем производства автомобилей марки 'Киа' увеличился на 77% (3082 автомобилей). Модельная гамма калинградских автомобилестроителей очень широка: внедорожники 'Киа Спортэйдж', легковые "Киа Рио" и "Киа Маджентис", а также минивен "Киа Карнивал". Собираются в Калининграде сейчас также минигрузовички "Киа" моделей К2700II, К3000S и К3600, производство которых было запущено в конце января 2003 г. На 'Автоторе' продолжается также выпуск автомобилей "БМВ" 3-й и 5-й серии.
На совместном предприятии 'Джи Эм-АВТОВАЗ' собрали 5044 внедорожников 'Шевроле-Нива', что несколько ниже запланированных показателей. С апреля российско-американский завод в Тольятти перешел на двухсменный режим работы, а с 3 августа вводит третью рабочую смену. Будет ли выполнен план этого года в объеме 35 тысяч штук- покажет время. Наращивает выпуск совместное российско-французское предприятие "Автофрамос". В первом полугодии в Москве собрали 541 автомобиль Renault Symbol, против всего 4-х штук годом годом ранее. Это хоть и много- но обнадеживающе. Здесь озвучены планы разработки и производства новой модели Renault, под кодовым названием 'X90', специально для России. Для того, чтобы составить полную статистическую картину нашего автопрома необходимо учесть и количество легковых автомобилей, собранных за отчетный период в тольяттинских фирмах 'ВАЗИнтерСервис', ПСА 'Бронто', 'Супер-Авто', 'Лада-Тул' и 'Лада-Консул'. А это примерно 2,5 тысячи штук различных пикапов на базе 'классики', 'Самары' и 'Нивы', удлинненых 'десяток', бронированных автомобилей и других специальных, мелкосерийных и экслюзивных машин, на базе вазовских узлов и агрегатов.

Отчетливой тенденцией этого периода (I полугодие 2003 г.) можно считать значительный рост цен на автомобили- причем как наши, так и иномарки. Спрос на отечественные машины в период весеннего сезона был 'подстегнут' значительным снижением объемов производства в ноябре-декабре прошлого и январе-феврале текущего года, что позволило дилерам 'гнать' цены вверх. Так, по данным LADAONLINE за шесть месяцев нынешнего года автомобили ВАЗ подорожали в среднем на 16,3%. Не отставали от ВАЗов и цены и на 'Ижи', 'Волги' и 'Оку'. Например, розничные цены на микролитражки 'Ока' выросли за этот же период в среднем на 13,1%. Рост курса Евро обусловил подорожание на $1000-2000 основного модельного ряда новых европейских автомобилей. Их примеру последовали и дилеры ряда японских марок, чьи цены в прямую от курса Евро не зависят. При этом азиатские авто, на которые цены были номинированы в долларах, попали в разряд дифицитных. Очередь на наиболее ходовые моделей сейчас достигает 2-3 месяцев. Подержанные иномарки продолжают рости в цене не только из-за изменения курса Евро, но и из-за новых таможенных пошлин, которые увеличили стоимость растаможки в среднем в 1,5-2 раза.
В этой ситуации радует лишь то, что растут не только цены, но и денежные доходы россиян. Так по данным Госкомстата РФ в I полугодии реальные денежные доходы населения России (скорректированные на инфляцию) увеличились на 14,6% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Номинальная величина денежных доходов одного россиянина в июне нынешнего года составляла в расчете на месяц 4974 рублей, что на 28,6% больше, чем в июне прошлого года. А если не учитывать инфляцию, то и того больше- на 31% выше показателя января-июня 2002 года. Средняя начисленная зарплата одного российского работника в июне 2003 года составила, по оценке Госкомстата РФ, 5591 рублей, что на 25,7% выше уровня июня прошлого года. Вроде все хорошо: растет зарплата, повышается покупательская способность, растет спрос на товары. Огорчает лишь то, что что цены порой растут быстрее чем доходы и угнаться за ними всем желающим обзавестись 'четырехколесным другом' не всегда удается.