Сотовый оператор Tele2, запустивший на этой неделе сеть в Питере, в скором времени может развиться в серьезного конкурента 'большой тройке' сотовых лидеров России.

В начале этой недели шведский оператор мобильной связи Tele2 запустил в коммерческую эксплуатацию сеть стандарта GSM-1800 в Санкт-Петербурге. Tele2 станет четвертым поставщиком услуг беспроводной связи на рынке северной столицы, где уже работают операторы 'большой тройки' - МТС, 'ВымпелКом' и 'МегаФон'. Конкурентным преимуществом компании на рынке Питера должны стать самые низкие тарифы на услуги связи и целый набор оригинальных маркетинговых ходов, таких, например, как бесплатная раздача телефонов Siemens A50 тем, кто подключится к сети и внесет предоплату в 2000 рублей. Несмотря на то что пока доля Tele2 на сотовом рынке России невелика и аналитики не пророчат ей легкого успеха, шведы будут отчаянно бороться за расширение своего присутствия в России.

Официально шведский холдинг Теlе2, который входит в холдинг Kinnevik, появился на российском рынке телекоммуникаций относительно недавно - в 2001 году. Зато компания Millicom International Cellular S.A (MIC), которая также входит в Kinnevik, на тот момент владела крупными пакетами акций в 11 российских региональных операторах сотового стандарта AMPS/DAMPS, значится в числе первых международных операторов сотовой связи, начавших свою деятельность в России. В декабре 2001 года Tele2 купила у MIC акции ее 11 российских сотовых операторов, которые на тот момент уже получили от Минсвязи лицензию на новый стандарт GSM-1800. Дело в том, что как раз в момент прихода шведского холдинга в Россию Минсвязи решило заменить морально устаревший стандарт AMPS/D-AMPS на новый GSM-1800. Операторам, работавшим на старом стандарте, было обещано выдать лицензии на вещание на GSM-1800, что, не смотря на заверения чиновников о том, что переход пройдет гладко, сопровождалось определенными трудностями. Характерно, что в числе первых региональных операторов, получивших лицензию на новый стандарт связи, были 11 компаний, принадлежащих Millicom и перешедших позже в собственность Tele2. 'Похоже, что у Millicom и Tele2 есть определенные лоббистские возможности в российских властных структурах, - сказал RBC daily эксперт в области телекоммуникаций. - Ведь самое сложное в сотовой связи - это получить лицензию на частоту, и в тот период шведам удалось добиться того, что все их региональные операторы получили лицензию на GSM-1800'.

В качестве стартовой площадки для новой экспансии на российский рынок шведы выбрали Питер, несмотря на то что этот рынок традиционно считается одним из наиболее конкурентных. Впрочем, аналитики отмечают, что на питерском рынке для Tele2 еще найдется место, однако, чтобы занять заметную долю рынка, шведской компании придется постараться. 'На этом рынке еще есть 'немного места' для четвертого GSM-игрока, - сказал RBC daily эксперт компании ACM Consulting Антон Погребинский, - по нашим оценкам, он заполнен на 50-60%, и у Tele2, в принципе, есть шансы побороться за долю рынка'. Но, по словам аналитика 'Тройки Диалог' Евгения Голосного, Tele2, очевидно, придется нелегко. 'Это фактически первый случай на российском сотовом рынке, когда в одном городе собираются сразу четыре крупных игрока, причем все они не случайные, - прокомментировал он RBC daily. - Однако ее преимущество в том, что у нее есть серьезная поддержка со стороны материнской компании, возможность делать серьезные инвестиции в строительство передатчиков и расширение зоны покрытия'.

Очевидно, что Tele2 собирается завоевать свою долю на рынке за счет агрессивной маркетинговой политики. Как отмечают аналитики, расценки на звонки в сети компании соответствуют самым дешевым тарифам питерских конкурентов. Так, к примеру, стоимость подключения к сети Tele2 составляет всего 500 руб. Входящие и исходящие звонки стоят 4 - 5 руб. в минуту, исходящие звонки внутри сети - 3 руб., входящие внутри сети и с мобильных сетей других операторов стандарта GSM - бесплатно. Однако тарифы Tele2 хоть и привлекательны, но отнюдь не выглядят как демпинг или попытка завязать очередную ценовую войну. Аналитики отмечают, что это связано с тем,что сотовые операторы уже приближаются к низшей планке своей рентабельности, после которой снижать цены на услуги становится невозможным. Кроме того, для борьбы за лояльность потребителей у шведского оператора припасен целый набор маркетинговых акций. В частности, предусмотрена бесплатная раздача телефонов Siemens A50 тем, кто подключится к сети и внесет предоплату в 2000 руб. Абоненты со своими телефонами получают эту сумму в подарок, акция продлится до 31 июля. Кроме того, в начале лета шведская компания раздавала через свои фирменные магазины сертификаты, дающие право на две недели бесплатных мобильных разговоров при подключении к GSM-сети Tele2 в первые 10 дней ее работы в Петербурге.

Другие питерские операторы пока не очень опасаются прихода нового конкурента на рынок и говорят о том, что необходимо дождаться отзывов о качестве работы сети, и поэтому пока не планируют 'подстраиваться' под Tele2 и снижать свои тарифы. Возможно, что общего снижения тарифов не произойдет, и в дальнейшем рынок просто 'расслоится': выделится группа операторов, работающих преимущественно на 'тяжелых' абонентов (приносящих большой доход), на массовых потребителей (с небольшой зоной покрытия и дешевыми тарифами) и т.д. 'Вряд ли приход на питерский рынок Tele2 приведет к серьезному снижению цен других сотовых операторов, - говорит Антон Погребинский, - естественно, со временем тарифы у всех еще будут снижаться, как это происходит на всех без исключения сотовых рынках, но ценовых войн явно не будет'. Аналитики отмечают, что похожая ситуация на рынке сотовой связи сложилась в столице, когда в Москву пришел 'МегаФон'. Правда, по сравнению с 'МегаФоном' у Tele2 сейчас есть одно преимущество - рынок Питера менее развит, чем рынок Москвы. Но, с другой стороны, нынешняя ситуация у шведов несколько хуже, чем была у 'МегаФона', так как те выходили на московский рынок, когда на нем было всего два, а не три сотовых оператора.

Впрочем, по общему мнению экспертов, очевидно одно - шведский сотовый холдинг пришел в Россию 'всерьез' - только в этом году на развитие российских сетей компания планирует потратить 80 млн долларов. В частности, недавно Tele2 удалось совершить еще один существенный прорыв - добиться получения лицензии на строительство сети GSM-900 в Удмуртии. Это первый случай, когда оператору 'устаревшего' сотового стандарта DAMPS, получившему взамен лицензии на строительство сетей GSM-1800, вдобавок разрешили работать в самом дефицитном диапазоне. Кроме того, эксперты признают, что расчистка диапазона GSM-900 требует значительных финансовых вложений, которые, похоже, сумела найти шведская компания. Помимо Удмуртии, в апреле этого года Tele2 запустил новые сети стандарта GSM 1800 в Иркутске и Ростове-на-Дону, в середине июля - в Кемерове. До конца августа 2003 года компания планирует запустить сотовую сеть в Омске, а до конца этого года - в Ижевске. 'Очевидно, что у шведского холдинга есть все необходимые и финансовые, и стратегические возможности, чтобы обеспечить себе ощутимую долю российского рынка сотовой связи, - говорит независимый эксперт, - причем основную ставку они, безусловно, будут делать на еще 'неподеленные' регионы. Выход же в Питер, на мой взгляд, - это больше 'пиаровский' ход, цель которого - заявить себя как серьезного сотового оператора'.