Почему наша страна вышла на первое место в мире по числу суицидов
 То, что жить в России тяжело, а порой просто невыносимо, мы знали и раньше. И все же недавний доклад Всемирной организации здравоохранения, в котором эксперты поставили нашу страну на первое место в мире по числу самоубийств, вызвал в обществе настоящий шок. Как мы дошли до такой жизни и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию? Ответ на этот вопрос сегодня ищут многие - медики, психологи, политики...
  Сегодня свое компетентное мнение по этому поводу высказывает директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. Сербского эксперт "Российской газеты" академик РАМН Татьяна ДМИТРИЕВА.

     - Проблема суицидов актуальна во всем мире, она несет информацию о благополучии или неблагополучии страны. Если судить по среднестатистическим показателям, то в России количество суицидов в два раза превышает, если так можно в данном случае сказать, определенные Всемирной организацией здравоохранения нормы. Так вот норма - это когда количество суицидов не превышает 20 на сто тысяч населения. У нас 38 случаев на те же сто тысяч. Причем, у мужчин показатель в шесть раз выше, чем у женщин. На сто тысяч населения в России 60 мужских суицидов и десять женских. У женщин показатель не меняется вот уже пятнадцать лет, а у мужчин резко набирает количество жертв. Поэтому в России суициды имеют мужское и детское лицо. Да, да растет количество самоубийц среди детей и подростков.
 Мы провели исследования в разных субъектах Федерации. Оказалось, что более всего самоубийц в Удмуртии и Мордовии, то есть там, где проживают финно-угорские народы. Между прочим, подобные показатели и среди этих народов, даже если они живут не в России, а в Европе. Замечено также, что среди тех, кто живет в сельской местности, показатели еще выше - там больше представителей коренной национальности. У финно-угорских народов суицидная ситуация активно превышает средние показатели по стране. Вот я только что назвала количество мужских суицидов - 60 на сто тысяч. А в этих республиках 120.
     - Почему?
     - Вот и мы задались таким вопросом. Стали анализировать ситуацию и пришли к выводу: срабатывают традиции, обычаи. Здесь очень низкий порог между жизнью и смертью. Здесь суицид почитается за некий героизм. Скажем, как лучше всего отомстить соседу, оскорбившему твою семью? Пойти к своему соседу в сарай и там повеситься. Уж отомстить, так на всю катушку!
     - Но это же дикость!
     - Это мы так воспринимаем. Для них - не дикость, а особая доблесть. Там нет православия. Там подобные поступки социально одобряемы.
     - А в целом по стране? У нас же большинство людей православные, а в православии самоубийство - грех.
     - Не всегда религия удерживает людей от крайних поступков. Часто срабатывают иные факторы. Стрессы, алкоголизм, нестабильность, неуверенность в сегодняшнем и тем более завтрашнем дне.
     - Почему так вырвались вперед мужские суициды?
     - Да потому что сильный пол более раним. Счеты с жизнью сводят прежде всего мужчины в возрасте от 45 до 59 лет. Это наиболее опасный для них период. Неустроенность, бесполезный поиск работы, невозможность быть настоящим кормильцем в семье. Мужчина живет с постоянным чувством вины перед женой, он не в состоянии реализовать себя. Выход? Уход из жизни. Оглянитесь вокруг себя! Таких мужчин все больше. Не всех спасает водка.
     - Татьяна Борисовна! Уж раз у нас с вами сегодня такая "веселая" тема, не обойти нам проблему шахидок. Что это за женщины? Почему они идут на такие, не характерные для женщин поступки?
     - Никакого отношения к обычным суицидам они не имеют. Ни в одной стране нет опыта изучения женщин-самоубийц. Это новое явление в жизни людей. Это казуистика. Мы как аналог взяли модель, когда женщины, мужчины оказываются в различных сектах, и эти секты порой толкают к суициду. Анализировали и опыт набора в школы террористов. Набирают женщин молодых, с учетом их воспитания, проживания на территориях, где была или идет война. У них нет никакой информации из внешнего мира, нет образования. Как правило, они потеряли мужей или всех своих близких. У многих на руках ребенок, которого надо растить, а средств, условий для этого никаких. Это зависимые женщины, женщины в состоянии постоянного стресса. Их-то и используют как камикадзе. Их изымают из привычных условий, используют их покорность, страх. С ними специально работают. Если шахидку надо подготовить срочно, то в ход идут наркотики, психотропные средства. Женщина становится абсолютно внушаемой. Она как пластилин, из которого можно лепить, что угодно. Имеет место и зомбирование. Внушается: человек ничто, его жизнь - ничто. Его важнейшая, главная задача - увековечить себя, попасть в рай, стать героем или героиней, примером для своих детей, своей республики.
     Женщины-камикадзе - жертвы войны, военных условий, голода, холода, женщины, лишенные поддержки, помощи. Единственный для них путь оправдать свою жизнь на земле - стать шахидкой.
     - Есть надежда на то, что положение с суицидами хоть когда-нибудь изменится в нашей стране?
     - В это очень хочется верить. Но для этого должна измениться сама жизнь.