Валентина Матвиенко может быть привлечена в качестве свидетеля по делу об убийстве Игоря Климова.

Годовое общее собрание акционеров концерна ПВО "Алмаз-Антей", избрав 30 июня новый совет директоров, оставило вакантной должность генерального директора. Кремль пока не определился с возможным кандидатом и не назвал имени человека, который должен сменить трагически погибшего Игоря Климова. С одной стороны, не прошло еще и месяца с момента нашумевшего убийства. Срок слишком мал, чтобы успеть найти подходящую во всех отношениях фигуру. С другой стороны, повышенное внимание общественности к предстоящему назначению руководителя одного из крупнейших оборонных холдингов страны вынуждает питерскую команду действовать осторожно, не торопиться с откровенным и быстрым протаскиванием через административные барьеры одного из своих ставленников. Ведь сфера оборонного производства - вещь слишком деликатная и специфическая, чтобы бросать на амбразуру неподготовленного человека. Варианты с Миллерами и Сенкевичами здесь не пройдут. Необходимо соблюсти хотя бы внешние приличия. Впрочем, мало кто из экспертов сомневается в том, что место Климова займет очередной командированный во власть чекист - выходец из недр СВР, ФСБ или офицер действующего резерва одной из этих спецслужб.

Между тем один из высокопоставленных представителей оборонно-промышленного комплекса, присутствовавший на церемонии прощания перед отправкой гроба с телом Игоря Климова в Северную столицу, с возмущением рассказал корреспонденту "НГ" о том, что организованная в Москве траурная церемония выглядела убого и унизительно. По его мнению, "с человеком такого уровня, который в глазах многих директоров оборонки фактически являлся эмиссаром Путина, надо было прощаться не в тесном, сыром и мрачном морге на отдаленном московском кладбище, а в Центральном доме Российской армии, в траурном зале Кремлевской больницы, наконец, в морге госпиталя ФСБ".

Что касается вероятного преемника Климова, то вся информация держится в тайне. Вместе с тем уже обозначился ряд возможных кандидатов. Вопреки появившимся слухам, первый заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов не горит желанием встать у руля концерна ПВО. Нынешний статус Чемезова и порученная ему деликатная область работы с зарубежными посредниками полностью его устраивают. Сергей Чемезов пользуется доверием Владимира Путина и часто встречается с ним в неформальной обстановке. Заставить президента решиться на перемещение своего сослуживца по ГДР из "Рособоронэкспорта" в концерн ПВО, сузив тем самым сферу его полномочий, могут лишь некие соображения экстраординарного порядка.

По-прежнему сохраняет хорошие шансы заместитель генерального директора концерна ПВО по экономике и финансам Ян Новиков. Обозначил себя в качестве одного из претендентов "снизу" генеральный директор Ульяновского механического завода Вячеслав Абанин, известный как крепкий хозяйственник. В данном контексте теоретические шансы пойти на повышение в Москву появляются и у гендиректора Ижевского электромеханического завода "Купол" Сергея Васильева. Среди возможных претендентов также называют начальника департамента ПВО "Рособоронэкспорта" Михаила Бонашко.

Как стало известно, своих кандидатов выдвигают Российское агентство по системам управления, Минпромнауки и вице-премьер Борис Алешин. Не исключено, что прозвучат пожелания и от самого Михаила Касьянова.

По мнению экспертов, компромиссной фигурой на посту руководителя концерна мог бы стать кто-то из высокопоставленных военных, разбирающихся "в теме" и представляющих Главкомат ВВС, аппарат начальника вооружения ВС РФ или ГРАУ. Такой вариант поддержал бы министр обороны России Сергей Иванов.

Тем временем активно обсуждаются предпосылки к убийству Игоря Климова, которые, согласно информационным утечкам из Генпрокуратуры, надо искать в его конфликте с прежним руководством концерна "Антей" по поводу контракта на поставку Греции 31 ЗРК "Тор-М1". Источники "НГ" считают, что это тупиковый вариант. Как выясняется, никаких хищений экспортной выручки и увода денег в офшоры не было. Как, впрочем, не было и бегства за границу бывших топ-менеджеров "Антея", которых, по-видимому, элементарно оклеветали. Об этом Владимиру Путину еще в прошлом году доложил директор ФСБ Николай Патрушев, проводивший по указанию президента специальное расследование. А якобы украденные 50 млн. долл. сейчас находятся на аккредитиве в одном из московских банков, с которым концерн ПВО, ставший правопреемником "Антея", решает вопрос относительно их дальнейшего использования.

Вообще тема офсетных обязательств России перед Грецией заслуживает отдельного разговора. Предусмотрено, что эта программа составляет 100% стоимости контракта - немногим более 800 млн. долл. Причем закрытие обязательств по офсету жестко синхронизировано с платежами греческой стороны. То есть по каждому пункту сначала деньги - потом офсет. Однако Афины, испытывая финансовые трудности, по указанию премьер-министра Константиноса Симитиса, заморозили финальный платеж за последнюю из поставленных партий "Торов". В этих условиях "Антей" в соответствии с положениями контракта также приостановил выполнение офсетных обязательств. Тем более что стало известно: вне зависимости от того, закроет ли российская сторона свои офсетные обязательства или нет, греки до проведения в стране весьма затратных летних Олимпийских игр 2004 года платить по оружейным контрактам ни при каких обстоятельствах не будут. Ни Москве, ни западным поставщикам вооружений.

Ну а пока Генеральная прокуратура занимается выяснением всех обстоятельств данной коллизии, эксперты задаются вопросом: будет ли вызвана на допрос в качестве свидетеля полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко? На начальном этапе переговоров по поставкам "Торов" она возглавляла российское посольство в Греции и была в курсе практически всех вопросов.