Общественная приемная полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе была открыта в 2000 году в целях обеспечения эффективного взаимодействия населения, общества, органов государственной и муниципальной власти, совершенствование защиты прав граждан.

В настоящее время сеть общественных приемных состоит из Центральной общественной приемной, расположенной в Нижнем Новгороде, 14-ти региональных общественных приемных, расположенных в столицах субъектов Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, местных общественных приемных в других муниципальных образованиях Округа (всего - 56 ОП). Деятельность сети обеспечивают около 2 тыс. сотрудников-волонтёров, работающих, как правило, на общественных началах. Их набор производится на конкурсной основе из дипломированных специалистов и студентов выпускных курсов профильных ВУЗов. Участие волонтеров позволяет не только обеспечивать деятельность общественных приемных, но и создавать резерв кадров для государственной службы.

Центральная общественная приемная проводит сбор и общий анализ обращений граждан по темам и проблемам. В 2001 году в сеть общественный приемных полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе обратилось более 10 тысяч человек, рассмотрено почти 19 тысяч письменных обращений граждан. Более 2,5 тысяч человек принято на личном приеме главными федеральными и федеральными инспекторами в субъектах Федерации, 51 человек - непосредственно полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и его заместителями (в том числе, приемы по личным вопросам осуществлялись в региональных общественных приемных Башкортостана, Пермской и Саратовской областей).

Основными проблемами, затронутыми гражданами, явились вопросы, относящиеся к реализации права граждан на личную неприкосновенность, связанные с деятельностью судебных и правоохранительных органов, а также вопросы неисполнения либо несовершенства законодательства Российской Федерации (в Центральную общественную приемную поступило 24 % от общего числа таких обращений, в общественную приемную Татарстана - 41 %, Башкортостана - 32,6 %, Пензенской области - 32 %). Это вопросы, связанные с неисполнением судебных решений, волокитой при рассмотрении дел в судах, нарушением законности со стороны отдельных руководителей и работников службы судебных приставов, милиции общественной безопасности, паспортно-визовых служб, органов системы исполнения наказаний и т.д.

Острой проблемой, волнующей население Приволжского федерального округа, являются вопросы реализации права граждан на жилище. 19 % от общего количества обращений по проблематике жилищно-коммунального комплекса рассмотрено в Центральной общественной приемной, 33 % - в Общественной приемной Самарской области, 20 % - в Общественной приемной Республики Марий Эл, 22 % - в Кировской области.

Вопросы, относящиеся к реализации права граждан на социальное обеспечение и права на труд и его достойное вознаграждение, продолжают волновать население округа. По вопросам длительных задержек заработной платы работникам бюджетной сферы, начисления пенсий, предоставления льгот ветеранам войн и труда, несвоевременной выплаты и небольшого размера пособий в 2001 году обращалось большое количество граждан. В Центральной общественной приемной рассмотрено 17 % таких обращений, в Общественной приемной Республики Татарстан - 21,1 %, более 30 % - в Кировской области, более половины - в Республике Мордовия.

В 2001 году в обращениях граждан затрагивалась также: вопросы уничтожения химического оружия; реформы образования; проблемы вынужденных мигрантов и беженцев; наличие в регионах административных барьеров при развитии предпринимательства; вопросы, возникающие при банкротстве предприятий; проблемы транспорта и связи; жалобы на конкретных должностных лиц. По результатам анализа обращений граждан выявлена проблема невыплаты отдельными войсковыми подразделениями денежного довольствия за участие в боевых действиях на территории Чеченской республики.

Изучение динамики структуры проблем, затрагиваемых в обращениях граждан, показало, что в 2001 году зафиксирован спад социальной напряженности, ранее обусловленной наличием задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Если в 2000 году количество таких обращений составило 15 % от общего числа, то в 2001 г. - только 5 %. Вместе с тем несколько увеличилось количество обращений по вопросам социального обеспечения (17 и 15 % соответственно).

Сеть общественных приемных во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществляет не только рассмотрение письменных обращений граждан, но и приемы по личным вопросам и консультации для граждан, "горячие" телефонные линии по наиболее актуальным темам, выездные приемы граждан, "круглые столы", дискуссии по вопросам, поднимаемым в обращениях граждан. Это способствует не только повышению эффективности работы с обращениями граждан, но и служит усилению координации деятельности органов власти и устранению несоответствий между федеральным и региональным
законодательством.

Центральной общественной приемной в 2001 году проведено 10 "горячих" телефонных линий с участием руководителей Нижегородской областной прокуратуры, военного комиссариата Нижегородской области по вопросам весеннего и осеннего призывов на военную службу, руководством окружной налоговой полиции Приволжского федерального округа, окружного управления юстиции, Федерации независимых профсоюзов России и др. В регионах проводились тематические "горячие линии": по вопросам призыва на военную службу (Татарстан, Ульяновск), налогообложения (Удмуртия), предпринимательства (Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан), по проблемам насилия над женщинами в семье (Башкортостан), миграционной политике, жилищному законодательству (Татарстан), вопросам защиты прав потребителей (Чувашия), организации летнего отдыха детей (Ульяновск).

Общественными приемными используются и иные формы и методы работы. Так, в Саратовской области региональной общественной приемной проведена акция "Сергей Владиленович! Есть идея!...", в ходе которой от граждан поступило 100 проектов и предложений на темы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, совершенствования системы государственного управления. В Республике Мордовия активом Общественной приемной в Международный день учителя проведена акция "Письмо Президенту", в которой приняли участие старшеклассники Саранска. Общественной приемной в Удмуртской Республике неоднократно поводились благотворительные акции для детей-сирот. Общественная приемная в Республике Мордовия стала площадкой для организации проведения регионального этапа Гражданского форума, в ходе подготовки которого будут проведены социологические опросы, "круглые столы", акция "Десять добрых дел".

Деятельность по работе с обращениями граждан получает регулярное освещение в окружных средствах массовой информации: печатные и электронные СМИ публикуют отчеты о работе общественных приемных, графики приемов граждан по личным вопросам, разъяснения по наиболее массовым и типичным обращениям граждан. Оренбургское телевидение осуществляет показ цикла передач "В Региональной общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе". Рубрика "Общественная приемная" есть во всех ведущих СМИ Кировской области. Информирование о работе с обращениями граждан ведется также с использованием Интернета.

Основными задачами на 2002 год представляются обеспечение эффективности работы с обращениями граждан, повышение профессионального уровня и компетентности сотрудников, осуществляющих эту деятельность, усовершенствование технологий работы с обращениями граждан, а также взаимодействие с органами региональной и муниципальной власти по оказанию им содействия в налаживании такой деятельности.