Вчера правительство рассмотрело комплекс мер по развитию машиностроения до 2005 года. Председатель правительства Михаил Касьянов, открывая заседание, отказал промышленности в льготах, а вице-премьер Борис Алешин, курирующий в правительстве Минпромнауки, не скрывал неудовлетворенность представленной концепцией. Тем не менее скандал так и не вышел наружу. 
       Машиностроение - главная надежда президента Владимира Путина на диверсификацию российской экономики. В майском послании Федеральному собранию президент потребовал увеличить рост ВВП в два раза. В правительстве никто не сомневается, что увеличение должно происходить за счет развития наукоемких и высокотехнологичных обрабатывающих отраслей. Еще недавно Михаил Касьянов был уверен, что в I квартале этого года в машиностроении наметился рост. Но вчера премьер разочарованно сообщил, что рост объема производства в полтора раза за последние четыре года вызван только "девальвацией и общей слабостью рубля", и предложил Минпромнауки огласить свои предложения относительно того, как исправить ситуацию. Однако сразу поставил строгие рамки: "Никоим образом не субсидировать отрасль". 
       Главный правительственный лоббист льгот для промышленности министр Илья Клебанов на трибуну не пошел, передоверив право докладывать своему заместителю Сергею Митину. Господин Митин сообщил ужасающие подробности. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий, из которых 3,3 тыс. курируются Минпромнауки и оборонными агентствами. По словам замминистра, с 1985 года и по сегодняшний день доля машиностроения в общепромышленном выпуске только сокращается, в частности с 20,9 до 19,7% в 2001 году и до 19,5% в 2002 году. Эти цифры даже смешно сравнивать с экономически развитыми странами, где эта доля достигает до 50%. В результате не происходит необходимого технического перевооружения, и 65% оборудования в российском машиностроении находится в эксплуатации около 20 лет. Рентабельность машиностроения, поднявшаяся было в 1998 году до 17%, в 2002 году уже вновь равна 12,5%, а количество убыточных предприятий перевалило за 40%. Самые депрессивные производства - станкостроение, строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. "Технологическая отсталость автоматически мультиплицирует отсталость производственных мощностей всей промышленности в целом",- сделал неутешительный вывод господин Митин. 
       Тем не менее он пообещал к 2010 году увеличить объем производства до 8% в год, "захватить значительную долю внутреннего рынка и увеличить экспортные поставки не менее чем на 50-55%". Но чудо произойдет только с помощью льгот, уже запрещенных Михаилом Касьяновым. Прежде всего господин Митин потребовал восстановить инвестиционные льготы предприятиям по налогу на прибыль, уже отмененные правительством с 2002 года, предложил восстановить в бюджете-2004 отмененное в бюджете-2003 правило возмещать машиностроителям из бюджетных средств процентные ставки по кредитам, взятым на обновление производства, а также на экспортные контракты и развитие системы лизинга машиностроительной продукции. В завершение он попросил не уменьшать ставки импортных пошлин на производимую в России продукцию и административным образом заставить естественные монополии приобретать отечественную продукцию. 
       В общем, господин Митин сознательно шел на скандал. Тем более что доклад подведомственного министерства впервые выслушивал новый вице-премьер Борис Алешин. От него все ждали показательного разгрома господина Клебанова. Но Борис Алешин от прямого столкновения с Ильей Клебановым уклонился. Свою точку зрения он высказал накануне - концепцию надо дорабатывать. По мнению господина Алешина, результат должен соответствовать указанию Михаила Касьянова: отказ от льгот и выделение около десяти приоритетных направлений, которые могут рассчитывать на поддержку государства в лице госбанков. Приоритетами могут стать, например, авиа- и космическое машиностроение, станкостроение, энергетика и атомное машиностроение. Вчерашнее же заседание кончилось миром - Михаил Касьянов, заслушав доклад, предложил принять его за основу. "Странное ощущение: то правительство рассматривает вопросы, направленные на создание рынков и развитие конкуренции, а ровно через неделю с таким же пафосом рассматривает вопросы явно социалистические - даже критиковать не хочется,- заявил Ъ присутствовавший на заседании председатель комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников.- Было ощущение, что это некое плановое мероприятие для выпуска пара из представителей машиностроения".