В пятницу пресс-служба Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) подтвердила, что первый заместитель главы МЭРТа Германа Грефа Эльвира Набиуллина уходит в Центр стратегических разработок (ЦСР) "для экспертной поддержки социально-экономических реформ". Госпожа Набиуллина считалась в своем ведомстве ключевым специалистом по макроэкономике. Ее уход наверняка ослабил бы реформистский потенциал МЭРТа, если бы речь не шла о воссоздании на базе ЦСР теневого правительства образца 1999-2000 годов.

       Угроза президента Владимира Путина дать правительству "дополнительный политический импульс" обретает конкретные очертания. Из кабинета Михаила Касьянова выводятся один за другим высокопоставленные чиновники и переводятся непосредственно под начало президента. Правда, назначение бывшего руководителя правительственного аппарата Игоря Шувалова помощником президента по административной реформе было прежде всего следствием аппаратной интриги Михаила Касьянова и Александра Волошина. Но при необходимости пост помощника-администратора может стать не менее значимым, чем пост помощника-экономиста.

       Перевод же из МЭРТа в ЦСР Эльвиры Набиуллиной, по неофициальной информации, изначально рассматривался президентом в качестве "политического импульса" премьеру. Поясним. 19 марта накануне тяжелой и продолжительной болезни, раздосадованный острыми разногласиями с Михаилом Касьяновым, Герман Греф просил президента об отставке - он собирался вернуться в ЦСР. Нежелание продолжать работу в правительстве министр обосновал, по данным Ъ, тем, что проекты реформ, исходящие из его ведомства, топятся в Белом доме.

       Как это конкретно удается премьеру, неоднократно, причем публично, рассказывал вице-премьер Алексей Кудрин. То или иное решение, инициированное Минфином, кардинально переписывается либо в правительственном аппарате, либо в премьерском секретариате. Михаил Касьянов этого, кстати, нисколько не отрицает. Но поясняет, что вынужден идти на такого рода аппаратные шаги по двум причинам. Во-первых, и Минфин и МЭРТ зачастую присылают непроработанные документы. Во-вторых, что, по мнению премьера, совершенно непозволительно, сотрудники этих министерств, работая над уже одобренными на заседаниях правительства документами, искажают их главные идеи.

       Владимир Путин не принял отставку Германа Грефа. Однако идея Грефа не умерла. По неофициальной информации, еще при написании последнего послания Федеральному собранию в Кремле придумали трюк с уходом в ЦСР Эльвиры Набиуллиной. В МЭРТе ее называют серым кардиналом Грефа. Избегая всякой публичности, она тем не менее играет одну из ключевых ролей при рождении в ведомстве Германа Грефа разного рода реформистских начинаний. Несмотря на молодость, госпожа Набиуллина имеет богатый научный и управленческий опыт. В свое время у истоков ее аппаратной карьеры стоял тогдашний министр экономики, известный либеральный экономист Евгений Ясин. Вслед за ней в ЦСР планируется перевести и ряд других сотрудников МЭРТа. Например, в пятницу появились слухи о скорой отставке еще одного зама Германа Грефа, статс-секретаря министерства Александра Маслова (впрочем, его возможный уход в МЭРТе опровергается). Кстати, и госпожа Набиуллина, и господин Маслов работали в ЦСР в 2000 году.

       Новая жизнь Центра стратегических разработок как теневого правительства, в котором будут разрабатываться основные реформы, может начаться при одном условии. Проекты реформ должны попадать к президенту, минуя правительственную кухню. В принципе нечто подобное в России уже есть - это институт встреч олигархов с президентом. Но предложения олигархов все равно попадают в правительство. ЦСР тоже не может заменить правительство.

       Значит, многое зависит от реакции правительства на полученный "политический импульс". Перед Михаилом Касьяновым альтернатива: или смириться с тем, что разработка реформ переезжает из Белого дома в "Александр-хаус", или продолжить настаивать на своих прерогативах в ущерб темпу и радикализму реформ. Сам факт сохранения Германа Грефа в правительстве (а именно он неформально возглавит реформаторскую деятельность ЦСР) можно расценить как предложение премьеру согласиться реализовывать не свои идеи. Слово за Михаилом Касьяновым.

       В России главной проблемой всегда была не нехватка реформаторских идей, а невыполнение законов или невозможность их адекватного выполнения. Раздвоение правительства на часть, генерирующую идеи, и часть, их выполняющую, может только осложнить положение.