Чиновники начинают воплощать в жизнь новую нефтяную политику, объявленную недавно премьер-министром Михаилом Касьяновым. Собственно, эта политика состоит из одного пункта: Россия больше не нуждается в соглашениях о разделе продукции (СРП).
Нефтяная отрасль демонстрирует высокие темпы роста без дополнительных стимулов, например, в виде СРП. Этот рост достигается благодаря масштабным инвестициям, которые частные компании осуществляют в разработку месторождений. Из этого следует, что отрасли сейчас не нужны специальные налоговые режимы типа СРП для привлечения инвестиций.
Проблема в том, что годами наши власти кормили крупнейшие западные компании - BP, Royal Dutch/Shell, Exxon Mobil, ChevronTexaco и многие другие - обещаниями подписать с ними СРП. В надежде на это западные инвесторы вложились в покупку российских компаний и участие в конкурсах на месторождения. Они полагали, что уже почти достигли своей цели, когда российский парламент и российский президент (как Борис Ельцин, так и Владимир Путин) утверждали федеральные законы, одобряющие подписание с ними СРП (всего около 25 проектов). Однако чиновники не торопились выполнять законы и соглашения не подписывали.
Теперь инвесторов ждет еще большее разочарование. Вице-премьер Виктор Христенко заявил вчера, что правительство хочет отобрать месторождения у всех компаний, которые не хотят их разрабатывать без СРП, и выставить эти месторождения на аукционы. Для этого будут приняты "поправки в законы".