Как тратим - так и живем, а в предпоследнем месяце уходящего года расходы казны Удмуртии оказались лишь на 7,9 процента больше расходов ноября предыдущего 2002 года. Правда, по сравнению с нынешним октябрем тратили больше (+16,6 %), но то был месяц жесткой экономии, поэтому рост затрат в ноябре был неизбежен. На уровне общих цифр произошедшая индексация зарплат учителям почувствовалась, и очень существенно, но, поскольку в октябре расходы явно придерживали, в ноябре практически все бюджетные отрасли с высокой долей зарплаты в расходах скакнули в среднем на 20 процентов: образование (+21,7%), культура (+25,8%), здравоохранение (+18,6%), социальная политика (+34,4%), правоохранительная деятельность (+22,2%).
Зато, пожалуй, впервые немного сократились расходы на органы власти и управления (-5,2%). По сравнению с октябрем уменьшились расходы на строительство (-16,1%), сельское хозяйство (-2,6 раза) и государственные СМИ (-14,7%), увеличились затраты на ЖКХ (+22,9%) и транспорт (+2,5 %). Но если сопоставлять аналогичные данные с ноябрем прошлого года, то в минусе только две статьи: сельское хозяйство (-3,2 раза) и транспорт (-16,2%), а самая высокая динамика роста произошла в СМИ (+39,3%) и ЖКХ (+35,6%). Рост остальных расходных статей в основном остался в рамках годовой инфляции.
Тратить больше, чтобы жить лучше, Удмуртии мешали две наметившиеся еще в прошлом году тенденции - слишком медленный рост доходов бюджета и, наоборот, слишком быстрое накопление долгов. По итогам исполнения консолидированного бюджета республики в январе-ноябре увеличение доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года получилось ниже инфляционного - всего на 8,3 процента. В то время, как запланированные расходы требовали совсем других цифр, в результате расходы увеличились, но совсем ненамного (+10,1%), и были отчасти обеспечены ростом суммы государственного долга Удмуртской Республики. В сравнении с ситуацией на 1 декабря 2002 года госдолг республики увеличился на 23,5 процента, а общая задолженность консолидированного бюджета на 12 процентов. Ситуация здесь могла быть и хуже, но начиная с лета правительство Удмуртии начало пытаться хоть как-то гасить постоянно накапливающиеся долги. Например, в ноябре на погашение долгов ушло в общей сложности более 120 млн рублей, но за это время успели накопиться новые. Правда, итог получился все же положительный - государственный долг за предоставленные ранее ссуды, кредиты и банковские гарантии сократился на 19,6 млн руб., а общая задолженность на 14,5 млн рублей. Но это замкнутый круг, поскольку отвлеченные на погашение долгов деньги не дошли до запланированных расходных статей.
В ноябре после некоторого перерыва правительству республики вновь пришлось прибегнуть к сокращению бюджетных остатков. В результате сумма остатков в консолидированном бюджете сократилась за месяц на 115,4 млн рублей и по состоянию на 1 декабря составляла чуть более 681 млн руб., что на 10,5 процента меньше, чем год назад. Еще 30 млн руб. взяли в долг в качестве федеральной бюджетной ссуды. Кроме того, определенным ресурсом оставался низкий уровень централизации бюджетных средств в федеральный бюджет, составивший с учетом полученных Удмуртией в ноябре дотаций, субвенций и субсидий всего лишь 27,2 процента. Год назад централизация тоже была невысокой (29,6%), но все-таки выше нынешней.
Здесь, видимо, дело в структуре поступлений налогов, сложившейся за последние два года, и, прежде всего, в катастрофической потере прибыльности республиканской экономики. В результате на первый план вышли такие исключительно 'местные' налоги, как налог на доходы физических лиц и налог на имущество. В общих поступлениях налогов в консолидированный бюджет республики за 11 месяцев их доля составила более 42 процентов. В рамках действующего законодательства федеральные власти на эти налоги не претендуют, соответственно снизилась и централизация. Но жить от этого легче не стало, так как произошедшего по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 17-процентного роста налоговых доходов в консолидированный бюджет Удмуртии явно не достаточно при нынешней структуре расходов. Что и привело к началу нового витка перераспределения 'городских' налогов в пользу республиканской казны. Хотя предпоследний месяц уходящего года в этом плане был еще ничего, с принятием бюджета на новый 2004 год будет гораздо хуже: