В преддверии выборов Президента РФ и Президента Удмуртии на республиканском уровне заметно обострились отношения местных чиновников и так называемых федералов. Конфликт обещает стать не только масштабным, но и интересным, поскольку втянутыми в него оказались ряд электронных СМИ.

Очевидно, что участие Волкова в прошедшей избирательной кампании в качестве лидера регионального списка 'Единой России' было определенной гарантией поддержки его кандидатуры на предстоящих выборах президента Удмуртии. Однако появление на местном политическом поле фигуры федерального масштаба может основательно спутать карты, в том числе и во взаимоотношениях с федеральным центром и, как следствие, с руководством ВГТРК.
Так или иначе, но президент Удмуртии серьезно обеспокоен расстановкой сил на республиканском медиа-пространстве и активно влияет на то, что здесь происходит. Появилась информация о грядущих переменах в руководстве ТК 'Новый Регион'. Нынешний генеральный директор Владислав Рыулец останется чисто техническим директором, а на должность главного редактора, по последней версии, должен быть назначен нынешний руководитель пресс-службы президента Удмуртии Виктор Чулков. Это уже, видимо, в качестве дополнительного условия за поддержку Богомольного на выборах депутатов Государственной Думы. Но если федеральный центр в ближайшее время начнет массированное наступление и возьмет в свои руки всю инфраструктуру связи, можно с уверенностью говорить, что контроль над политикой вещания 'Нового Региона' ситуации не изменит.

У двух нянек...

И дело тут отнюдь не только в политике, просто общественно-политические процессы удачно совпали с очередным витком негласной приватизации в России. Причем касается это и такого монополиста, как ФГУП 'Российская телевизионная и радиовещательная сеть' (РТРС), владельца Останкинской башни и почти сотни региональных передающих центров, в том числе и Удмуртского РРТПЦ.
Возможность акционирования госпредприятия по поручению Правительства РФ сейчас рассматривается в Министерстве печати и Министерстве связи РФ, в чьем подчинении одновременно находится РТРС. Такая ведомственная неопределенность называется одним из основных поводов для смены формы собственности предприятия, поскольку не позволяет финансировать предприятие в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, руководство РТРС, указывая на большой износ основных фондов и непривлекательную, с точки зрения инвесторов, юридическую форму ГУПа, предлагает создать акционерное общество со 100-процентным участием государства.
Хотя никаких конкретных решений в Правительстве РФ в этом направлении не принято, на уровне руководства РТРС уже начались довольно интересные 'подготовительные' процессы.
Так, в преддверии акционирования начал реализовываться проект создания параллельной РТРС коммерческой структуры ООО 'РТВ-сигнал'. Для придания легитимности в состав ее учредителей вошло и госпредприятие РТРС, внеся в уставной капитал 10 тысяч рублей и получив за это 10-процентную долю. Законность данной операции вызывает сомнение, поскольку нет никакой информации, что Мингосимущества давало на это разрешение. Зато доподлинно известно, что МАП России не согласовало создание ООО с участием в нем РТРС, который является монополистом на рынке услуг связи по распространению ТВ и радиопрограмм. Директора филиалов ФГУП РТРС (региональных передающих центров) автоматически назначаются руководителями филиалов ООО 'РТВ-сигнал'.
Именно в эти филиалы сейчас выводятся все коммерческие проекты, дающие прибыль, срочно переоформляются лицензии на проектную и строительную деятельность, перезаключаются договора на техническое обслуживание и эксплуатацию коммерческих телерадиопередатчиков негосударственных вещателей, услуги по врезке рекламы и т.д.
К чему приведет создание такой параллельной структуры, догадаться несложно. Механизмы перевода государственной собственности в частные руки за последние годы хорошо отработаны.
Сегодня за распространение сигнала государственных телерадиоканалов платит собственник - это примерно 40-45% доходов РТПЦ. Однако телекомпании ОРТ и РТР вполне рентабельны и благодаря доходам от рекламы могут не только успешно развиваться, но и самостоятельно оплачивать услуги по распространению сигнала. Сейчас поток рекламных средств на центральных каналах уже приватизирован и до РТРС не доходит. С созданием параллельной структуры будет приватизирована оставшаяся рентабельная деятельность и в РТРС останется только убыточная (оплачиваемая из бюджета) деятельность по трансляции гостелеканалов - ОРТ, РТР, 'Культура' и Радио России. Это приведет либо к резкому увеличению расходов федерального бюджета на содержание сети, либо к росту задолженности РТРС перед 'РТВ-сигнал' и, как следствие, к угрозе перехода государственной собственности в частные руки практически даром.

Чужой каравай

Препятствовать таким честолюбивым планам может только наличие совместной собственности с субъектами федерации, что и произошло в Удмуртской Республике. Удмуртский РРТПЦ, филиал РТРС, является в соответствии с Договором о разграничении полномочий и прав ведения, объектом совместной собственности. В 1998 году Мингосимущества УР разграничило пообъектно имущество РРТПЦ и передало свою часть в пользование ФГУП ВГТРК (впоследствии в ФГУП РТРС) сроком на 5 лет. В 2002 году в связи с созданием удмуртской телерадиокомпании ТРК 'Моя Удмуртия' Мингосимущества УР расторгло договор с РТРС и передало в собственную компанию свое имущество, построенное и приобретенное на деньги республиканского бюджета. Однако РТРС резко возразила против такого поворота. Последовала серия арбитражных процессов. И вот тут сторону РТРС активно, но с минимальной публичностью поддержал ГФИ по Удмуртии Александр Кобзев, подключивший к решению вопроса всю мощь федеральных структур. Он лично направил письмо в Прокуратуру УР с требованием защитить федеральное предприятие от посягательств республики, получается, на собственное имущество.
Объективно действия ГФИ вполне понятны - изъятие 'федерального' имущества фактически нейтрализует 'волковскую' ТРК 'Моя Удмуртия' накануне выборов.
Для самой РТРС переход части имущества Удмуртского РРТПЦ на баланс тоже государственной компании ТРК 'Моя Удмуртия' в принципе ничего бы не изменил: с достаточно изношенными основными фондами, за которые несет ответственность республика, было бы больше мороки для РТРС, которая сейчас и так находится в довольно тяжелом материальном положении.
Однако ситуация меняется при последующей приватизации - возникают новые интересы и соответственно методы борьбы за имущество. Пусть и чужое.
Скорее всего, в ближайшее время будут предприняты жесткие меры для изъятия собственности Удмуртии в пользу РТРС. Здесь неизбежно подключение ресурсов ПФО, поскольку, как уже говорилось, есть группы, заинтересованные в ослаблении информационных ресурсов президента Волкова. А заодно и в приватизации рекламных потоков государственных ОРТ и РТР на территории республики.

Евгения ФЕДОРОВА