На долю аутсайдеров думских выборов выпали не только горечь поражения, но и огромные долги. В соответствии с законодательством всем участникам выборов, которые не набрали 2 проц голосов избирателей, необходимо теперь расплатиться за бесплатный теле- и радиоэфир и печатные площади, которые предоставлялись им для ведения предвыборной агитации. По предварительным результатам выборов, перадет ИТАР-ТАСС, до 2 проц показателей не дотянули 15 из 23 партий и блоков. Причем 12 из них не получили даже 1 проц голосов. На тонкой грани балансировал всю ночь на 8 декабря блок "Партия возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ". Сначала их показатель составлял 1,98 проц. То есть всего 0,02 проц могли избавить их от необходимости выполнять финансовые обязательства. Однако к концу подведения результатов, когда было просчитано 97,87 избирательных бюллетеней, они пришли с итогом в 1,91 проц. Поэтому блок, возглавляемый председателями двух палат российского парламента, который уже потратил на избирательную кампанию свыше 86,5 млн руб, остался в должниках. Расплачиваться со СМИ будут 13, а не 15 партий и блоков, не дотянувших до 2 проц. Дело в том, что две партии из числа аутсайдеров - Партия мира и единства и экологическая партия "Зеленые" - не получили на этот раз бесплатного доступа к государственным СМИ, поскольку проштрафились еще на думской избирательной кампании 1999 года. Обе партии не возвратили старые долги телерадиокомпаниям, и за это были отлучены от бесплатной агитации. На этот раз уйти от расплаты будет куда труднее. Учитывая печальный опыт прошлой думской кампании, на сей раз перед началом предвыборной агитации каждая партия и блок заключила прямые договоры с каждым СМИ, и теперь можно в судебном порядке востребовать погашения долгов. Речь пойдет о весьма внушительных суммах. Глава ЦИК России Александр Вешняков пояснил, что долги могут составлять сотни миллионов рублей. "Первый канал", телеканал "Россия" и "ТВЦ" в соответствии с законом предоставляли на ведение предвыборной агитации по одному часу самого дорогого прайм-тайма в течение 20 дней. На каждую партию и блок пришлось около 3 часов эфира. Стоимость рекламной минуты, по коммерческим расценкам, начинается от 3-5 тыс долларов США и в зависимости от времени и рейтинга эфира может достигать огромных сумм. Однако, кроме телевидения, бесплатная агитация велась на радио и печатных СМИ. Не случайно А.Вешняков не раз призывал участников выборов трезво оценить свой потенциал и не пользоваться бесплатным эфиром по полной программе. Что касается платной агитации, то, судя по финансовым отчетам партий и блоков, она стала одной из самых затратных статей. Из 1,5 млрд руб, которые 26 партий и блоков в общей сложности потратили на предвыборную кампанию, на агитацию ушла "львиная доля" - 1,2 млрд руб. Из них 500 млн руб - на агитацию в телерадиоэфире и более 80 млн - в периодических печатных СМИ. Остальные деньги были потрачены на изготовление и распространение листовок, плакатов и других агитационных материалов.