Конкуренты пожаловались на "Росгосстрах" и СКПО

На рынке обязательного страхования автогражданской ответственности разразился новый, хотя и ожидаемый скандал. Министерство по антимонопольной политике расследует жалобы на региональные отделения ГАИ, которые якобы рекомендуют страховать автомобили в "Росгосстрахе", а Страховой компании правоохранительных органов (СКПО) и вовсе вопреки закону позволяют продавать полисы на своих территориях.
Обвинения в использовании административного ресурса - регулярное явление на страховом рынке, особенно при обязательных видах страхования или страховании госструктур. Поэтому жалобы на привилегии отдельных компаний при продаже полисов обязательной автогражданки мало кого удивили. Весь спектр нарушений, характерных для всего страхового рынка, проявился на рынке ОС АГО, говорит начальник отдела по защите конкуренции на рынке страхования МАПа Лариса Жаркова.
Она рассказала "Ведомостям", что министерство начало расследование по жалобам на ограничение конкуренции на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. По ее словам, в ряде регионов сотрудники ГАИ создают привилегированные условия для СКПО и дочерних компаний "Росгосстраха": рекомендуют в качестве страховщика "Росгосстрах", а СКПО и вовсе позволяют продавать полисы на своей территории, что запрещено законом об обязательном страховании АГО.
В начале недели "Росгосстрах" объявил, что за июль - сентябрь заключил 2,35 млн договоров ОС АГО, при том что всего за это время, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА) , было продано 5 млн полисов. В "Росгосстрахе" говорят, что добились этого результата честно, и отрицают получение каких-либо привилегий. "У нас нет данных, что в ГАИ рекомендуют страховаться в "Росгосстрахе", - говорит статс-секретарь компании Игорь Игнатьев. Если же появятся "сигналы", он пообещал "разобраться по каждому конкретному случаю".
Президент СКПО Борис Туркин также отверг претензии к его компании: "Это не первая попытка использовать МАП в конкурентной борьбе с нами. Страховой рынок просто перегрет подозрениями друг против друга". Нет информации о нарушениях сотрудников региональных автоинспекций и у курирующего автогражданку начальника отдела административной практики и дознания ГУ ГАИ Владимира Кузина.
А вот Российский союз автостраховщиков, объединяющий компании, имеющие лицензию на обязательное страхование АГО, подтверждает информацию МАПа. Начальник управления по связям с общественностью РСА Андрей Щавелев признал наличие жалоб членов РСА, причем не только на СКПО и "Росгосстрах", но и на ряд других страховщиков, назвать которых он, однако, отказался. По его словам, жалобы касаются не только преференций при продаже полисов автогражданки, но и других нарушений, например задержки в выплате возмещения или неправильного расчета стоимости страховки. "Есть информация, что отдельные компании, в том числе названные МАПом, получили преимущество при продаже полисов, - говорит Щавелев. - Надо заканчивать разговоры и увещевания компаний [-нарушителей] и переходить к проверкам каждого конкретного случая".
Именно этим и намерен заняться МАП. Жаркова говорит, что всем территориальным отделениям МАПа дано указание проверить наличие нарушений при продаже полисов автогражданки. Расследование, обещает Жаркова, завершится до конца октября. "Возможно, мы возбудим дела о нарушении антимонопольного законодательства", - говорит она.
"Мы не радуемся этим проверкам, а воспринимаем их как неизбежность. Если члены РСА не могут выполнить свои обещания не нарушать закон, значит, проверки нужны", - говорит замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. По его словам, от агентов его компании поступает очень много жалоб на привилегированное положение конкурентов. "Агентские структуры сплошь и рядом занимаются хулиганством, например дают скидки по полисам, хотя закон это запрещает, или отчисляют часть взносов в пользу ГАИ", - говорит Иванов.
        СВОЙ СТРАХОВЩИК ЛУЧШЕ: Пожалуй, самый известный пример поддержки дружественного страховщика демонстрирует МПС, которое страхует большинство рисков в подконтрольной компании ЖАСО. МАП неоднократно обвинял их в монополизации рынка страхования на железной дороге, а ЖАСО - в навязывании страховых услуг: в цену билета долгое время включалась стоимость добровольного страхования пассажиров. В 2000 г. правительство Москвы выпустило постановление, о страховании строительных и ряда других рисков в Московской страховой компании, на 100% принадлежавшей городу. Большая часть этого документа потом пришлось отменить. Административный ресурс особенно ярко проявляется при проведении тендеров на страхование за счет бюджетных средств. Например, риски МЧС постоянно страхует Чрезвычайная страховая компания. В 2001 г. Госстандарт утвердил ГОСТ по проведению страховых конкурсов, разработанный заместителем гендиректора "РОСНО" Борисом Турикиным (сейчас - глава СКПО). На основании этого ГОСТа были созданы условия двух тендеров: на страхование госкорпорации по организации воздушного движения на $1 млрд, и на страхование недвижимости МИД на $1,2 млрд. По условиям оба конкурса должна была выиграть "РОСНО", но МАП на дал их провести и добился отмены ГОСТа. "Низкое качество конкуренции на страховом рынке вызвано в первую очередь административной поддержкой, которую оказывает ряд госорганов страховым компаниям", - заявил вчера министр по антимонопольной политике Илья Южанов.