На заседании 10 октября Центральная избирательная комиссия России утвердила 'Разъяснения некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Госдумы четвертого созыва и иных выборов, проводящихся в Российской Федерации'. Потребность в таком документе возникла в связи с обращениями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и средств массовой информации.
В документе говорится, что 'информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов'. В Разъяснениях также отмечается, что 'материалы, размещаемые в СМИ, должны быть объективными, достоверными, не нарушать равенство кандидатов, политических партий и избирательных блоков'.
При этом редакции СМИ должны соблюдать правило, согласно которому в информационных, теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны представлять собой отдельные информационные блоки, без комментариев. Под информационными программами подразумеваются ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ; по аналогии это положение применяется и к информационным сообщениям периодических печатных изданий.
Положение об исключении авторских информационно-аналитических программ вызвало некоторую дискуссию среди членов комиссии - с ним были не согласны член ЦИК с правом совещательного голоса Вадим Соловьев (от КПРФ) и член ЦИК Виктор Колюшин. Но состав ЦИК их мнение не поддержал, видимо, согласившись с позицией Председателя ЦИК Александра Вешнякова, который считает, что такое разъяснение соответствует духу и букве избирательного законодательства в части, касающейся СМИ, и что средства массовой информации как раз и должны анализировать предвыборную ситуацию и содействовать осознанному выбору граждан. Так, средства массовой информации могут сообщать и анализировать информацию о доходах и имуществе кандидатов, финансовых отчетах кандидатов, политических партий и избирательных блоков, результатах их проверки, иной информации, представляемой в СМИ в соответствии с законодательством о выборах в информационно-аналитических программах (публикациях). По мнению Александра Вешнякова, сейчас начинается недобросовестное толкование закона некоторыми участниками кампании, поэтому системный поход к закону, заложенный в этих разъяснениях, как никогда актуален.
Александр Вешняков сообщил также, что Центральная избирательная комиссия России намерена запросить у федеральных телерадиокомпаний сюжеты по выборной тематике, показанные ими за период текущей избирательной кампании, то есть, начиная с 3 сентября. Рабочая группа ЦИК РФ по информационным спорам будет анализировать их 'на предмет наличия в них элементов административных перегибов в целях агитации за отдельных кандидатов или отдельные партии'. Итог этой работы станет предметом для обсуждения на заседании ЦИК.
ЦИК и СМИ: актуальные разъяснения
14.10.03