4 октября прошли госэкзамены по новой для Ижевского филиала Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС) специальности - 'инженерная защита окружающей среды' (квалификация - 'инженер-эколог'). Ижевский филиал выступил пионером в открытии этой специальности во всем РГОТУПСе.
Ни одно предприятие сейчас не может обойтись без специалистов-экологов, без экологических служб и отделов. Непрерывное экологическое воспитание и образование уже введено во всех вузах. Формированию экологического сознания способствует и государство, наказывая тех, кто предпочитает работать по старинке, не особенно учитывая экологический фактор в своей деятельности. Со следующего года штрафы за загрязнение окружающей среды увеличиваются в 10 раз. Обязательным становится проведение экологического аудита предприятия. В этих условиях, конечно, увеличивается востребованность грамотных инженеров-экологов. Это касается, безусловно, и сферы железнодорожного транспорта.
20 человек, сдававших экзамены 4 октября, учатся уже 4 года. До получения квалификации им осталось полгода, которые потребуются для написания и защиты дипломного проекта, но уже сейчас большинство из них работают на Ижевском отделении ГЖД, а также на санитарно-эпидемиологических станциях г. Ижевска. Можно сказать с уверенностью, что никто из них без работы по специальности не останется.
В состав государственной аттестационной комиссии вошли заведующая кафедрой физики и химии РГОТУПС Силина Е.К. (г. Москва), доцент этой же кафедры Фокин В.С., профессор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Сидоров Ю.П. (г. Москва), и профессор, заведующий кафедрой безопасности и жизнедеятельности Ижевского государственного технического университета Севостьянов Б.В. (г. Ижевск). Авторы учебников, по которым учатся студенты, сами приехали читать лекции и принимать экзамены, что не может не сказаться на уровне образования.
Среди специфических железнодорожных предметов, которые проходят студенты можно назвать: 'электромагнитное загрязнение на железнодорожном транспорте' и 'организация природоохранной деятельности на железной дороге'. Экологических проблем на ж.д. транспорте достаточно: загрязнение железнодорожного полотна мазутом и тяжелыми металлами, изменение экологии в полосе отвода, что выражается в появлении там своеобразной и не характерной для данных регионов флоры и фауны и др.
Всем этим будут заниматься инженеры-экологи Ижевского отделения ГЖД, пришедшие к нам из Ижевского филиала РГОТУПС. На подходе следующие три группы студентов, обучающихся по данной специальности.