Российские компании не берут с них пример Несмотря на рост мировых цен на нефть, крупные международные нефтяные корпорации - такие, как ExxonMobil, Royal Dutch/Shell Group и BP, - сократят в 2003 г. затраты на разведку и добычу. Такой прогноз содержится в отчете инвестиционного банка Lehman Brothers. Российские нефтяники, в отличие от западных коллег, продолжают наращивать инвестиции в производство и рассчитывают в этом году увеличить добычу на 10%. Высокие цены на нефть стали следствием затянувшейся забастовки в Венесуэле и угрозы войны в Ираке. По предварительным оценкам, прибыль международных нефтяных компаний в IV квартале 2002 г. примерно на 50% превысит показатели за аналогичный период предыдущего года. Эксперты считают, что нефтяники направят дополнительные прибыли на скупку собственных акций и выплату дивидендов. По данным брокерской компании A.G. Edwards, Exxon Mobil в III квартале 2002 г. выкупила около 93 млн собственных акций (примерно 1% всех акций, доступных на фондовом рынке). В IV квартале компания выкупила еще 31 млн акций на сумму примерно $1,1 млрд. В отличие от западных компаний российские нефтяники готовы тратить значительные средства на расширение производства. По словам представителя "ЛУКОЙЛа", в этом году компания намерена сохранить объем инвестиций на уровне $2,4 млрд, из них 73% составят вложения в добычу нефти и разведку месторождений. При этом компания рассчитывает увеличить добычу нефти на 2 млн т до 81,8 млн т (с учетом дочерних и зависимых обществ). ТНК планирует увеличить инвестиции в добычу и разведку на 22,4% до 509 млн т, а "ЮКОС" - на 59% до 1,436 млн т. В 2003 г. "ЮКОС" намерен увеличить объемы добычи нефти на 18,6% до 83,0 млн т. По прогнозам аналитиков, в целом производство нефти в России в этом году возрастет примерно на 10% до 415 млн т. "Благодаря высоким ценам на нефть российские компании сейчас инвестируют в производство более $5 млрд в год. Это уровень, о котором два-три года назад можно было только мечтать, - говорит специалист "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. - А западные корпорации гораздо меньше подвержены влиянию ценовой конъюнктуры, их бюджеты формируются исходя из долгосрочной стратегии". К тому же наши нефтяники гораздо лучше обеспечены ресурсной базой, чем их иностранные конкуренты, отмечает аналитик. По его оценкам, крупные российские компании обеспечены доказанными запасами в среднем на 27 лет, а у западных компаний этот показатель составляет всего 10 - 15 лет. (Использованы материалы WSJ, 23. 01. 2003.)