Управлением финансов Администрации г.Ижевска подведены предварительные итоги исполнения муниципального бюджета за 9 месяцев 2002 года. По прогнозу Управления финансов реальные доходы города в 2002 году составят 3 млрд. 140 млн. рублей. Это несколько меньше, чем планировалось. Сформированный годовой бюджет Ижевска по доходам был утвержден в размере 3 млрд. 164 млн. 689 тыс.рублей (собственные доходы бюджета - 2 млрд.799 млн. 424 тыс.рублей, дополнительные целевые средства из республиканского и федерального бюджета - 365 млн. 256 тыс.рублей). Бюджет Ижевска на 2002 год утвержден с дефицитом 10%. Плановые расходы бюджета г.Ижевска к концу 2002 года должны составить 3 млрд. 449 млн.рублей. Поэтому, несмотря на то, что план 9 месяцев для городской казны по доходам выполнен на 106% (предполагавшиеся поступления в бюджет должны были составить 2 млрд.243 млн. рублей, получено же было 2 млрд.363 млн.рублей), дополнительные доходы не покроют дефицита бюджета. По Решению Городской думы, именно на погашение бюджетного дефицита в первую очередь должны направляться все сверхплановые доходы. Таким образом, доля недостающих средств городского бюджета сегодня сократилась с 10% до 8%, но рассчитывать на бюджетный профицит в 2002 году Ижевску все же не приходится. В этом году впервые Ижевск стал дотационным городом. По сравнению с недавним прошлым изменилась и сама структура городского бюджета. Доля социальных выплат в 2002 году стала в нем преобладающей. Основную долю в расходах городского бюджета составляют зарплата бюджетникам -39,2% и дотации на тепло - 30%. Государственная инициатива повышения зарплаты работникам бюджетной сферы (в декабре 2001 года) для регионов не была достаточно финансово подкреплена. В итоге повышение зарплаты учителей и врачей компенсировалось за счет средств местного уровня, и с 2001 года расходы бюджета Ижевска на зарплату бюджетникам выросли более чем на 13%. Стоит добавить, что с каждым годом изменяются и нормативы налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Так, с 1997 до 2001 года нормативы отчислений от налогов, собираемых на территории г.Ижевска и поступающих в городской бюджет, сократились с 51% до 30%, в то время как отчисления в бюджет республики за эти годы возросли с 17% до 25%, а в федеральный бюджет - с 32% до 45%. Соответственно, в настоящее время почти втрое урезано финансирование городского хозяйства Ижевска, проблематичными становятся расходы на подготовку города к зиме, ремонту школ и дорог, дотированию работы общественного транспорта, принятию на баланс города социальной сферы предприятий. Для сравнения: бюджет Российской Федерации (профицитный уже два года подряд) на 2002 году утвержден с превышением доходов над расходами в 1,63%. Бюджет России также демонстрирует социальную направленность, однако структура социальных расходов выглядит в нем более пропорциональной. Масштабное перераспределение ресурсов между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не подкрепляется соответствующим уменьшением расходных полномочий бюджетов субъектов Российской Федерации. Напротив, социальные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в 2002 году значительно увеличиваются в связи с повышением оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (дополнительные средства региональных и местных бюджетов субъектов РФ, привлеченные на эти цели в 2002 году составляют порядка 140 млрд.рублей). Предусмотренные объемы финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета не позволят большинству из них в полной мере обеспечить планируемое повышение оплаты труда указанных работников, что может усложнить социальную обстановку в регионах. В обсуждаемом Госдумой России в первом чтении проекте бюджета РФ на 2003 год на зарплаты учителям, врачам и другим служащим предполагается добавить 10 миллиардов рублей. Однако, по заявлению заместителя председателя Правительства РФ Валентины Матвиенко, в 2003 году зарплата бюджетникам должна быть повышена еще на 30%. В этом случае, при неизменной ситуации с федеральными дотациями и межбюджетными отношениями, формирование и исполнение бюджета г.Ижевска становится еще более сложным и трудно прогнозируется.