В понедельник на заседании Президиума Правительства был рассмотрен проект Соглашения между Министерством природных ресурсов РФ, кабинетами министров Башкортостана и Татарстана и правительством Удмуртии. Суть соглашения, как сказано в документе, в 'регулировании взаимоотношений по вопросам режима эксплуатации Нижнекамского водохранилища'. Взаимоотношения республик по этому вопросу действительно требуют регулирования, причем достаточно плотного. Как выразился министр природных ресурсов Удмуртии Александр Кулагин, здесь интересы трех субъектов федерации диаметрально противоположны. Более всего подъем уровня воды в водохранилище выгоден Татарстану. В этом случае выработка электроэнергии на Нижнекамской ГЭС, принадлежащей нашим соседям, увеличится примерно в три раза. Для Удмуртии подъем воды обернется крупными экологическими проблемами, главной из которых, в том случае, если воду поднимут до отметки 68 метров, на которой настаивает Татарстан, станет затопление сорока четырех тысяч гектаров плодородных угодий. Если же власти трех республик договорятся остановиться на отметке 63,5 метров (до такого уровня вода поднимается обычно во время паводка), затоплено будет порядка восьми тысяч гектаров. При подъеме воды до 68-метровой отметки будет затоплена и часть Пермской области. Возможен и подъем грунтовых вод, что, в свою очередь грозит подтоплением некоторым населенным пунктам юга Удмуртии. Сумма ущерба, который понесет наша республика, пока точно не установлена. По словам Александра Кулагина, последняя оценка была сделана 'еще при социализме', и тогда она равнялась 4,6 млрд. рублей. По сегодняшним оценкам Минприроды УР, ущерб составит около 16 миллиардов. Предполагается, что Татарстан, чтобы покрыть убытки соседей, должен будет перечислять часть средств от дополнительной выработки электроэнергии Удмуртии в качестве безвозмездной помощи. Однако ждать этой компенсации Удмуртии придется не один десяток лет.