В последнее время актив профсоюзных организаций промышленных предприятий поднимает вопросы по поводу соотношения установленных федеральных стандартов ЖКУ и реальных тарифов, действующих в г.Ижевске. Пресс-служба Администрации города считает необходимым дать пояснения по этому поводу. В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, утвержденной указом президента РФ от 28.04.1997г. 'О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации', подпрограммой 'Реформирование и модернизирование жилищно-коммунального комплекса Российской федерации на 2002-2010 г.г.', утвержденной постановлением Правительства РФ 17.11.2001 г. устанавливаются следующие стандарты: - уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги, - максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, - предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв.м. общей площади в месяц. Следует отметить, что уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на жилищно-коммунальные услуги установлен в соответствии с постановлением Правительства УР и Решением Городской думы и составляет в республике и в Ижевске 80%. Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральной программой реформирования жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации установлен в размере 22% от совокупного семейного дохода в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В Ижевске этот стандарт не превышает установленный Правительством РФ. Граждане, у которых сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги составляет выше 22% их семейного совокупного дохода, имеют право на получение жилищных субсидий. В бюджете Ижевска на эти цели предусмотрено 45 млн. рублей. Что касается стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг предоставляемых на 1 кв.м. общей площади в месяц, то именно он вызывает наибольшее количество споров и различных толков. Федеральные стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг формируются в соответствии с федеральными и республиканскими нормативными актами и используются, прежде всего, для межбюджетных расчетов. Иными словами, если федеральное правительство установило стандарт 15,0 рублей за кв.м. и уровень платежей граждан 80%, то при формировании бюджета оно учитывает, что каждые 3 рубля с 1 кв.м. будут компенсированы населению за счет средств муниципального или республиканского бюджета. Федеральный стандарт предельной стоимости жилищно - коммунальных услуг, рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно - коммунальных услуг и включает в себя: стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда; стоимость капитального ремонта жилищного фонда; стоимость коммунальных услуг с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся предельной стоимости жилищно - коммунальных услуг. Правительство России установило для Удмуртской Республики на 2002 год федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 15,0 рублей на 1 кв.м. общей площади в месяц. В свою очередь Правительство УР установило для Ижевска стандарт в размере 13,7 рублей. В то же время на 1 января 2002 года реальные расходы по содержанию 1 кв.м. общей площади в месяц уже составляли 14,03 рублей. В марте 2002 г. Региональная энергетическая комиссия УР на 32% повысила тарифы на энергоресурсы. Учитывая, что доля энергоресурсов занимает почти 2/3 в стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг, это привело к увеличению тарифов еще на 20,4%. Последующее повышение цен на газ на 20%, а, следовательно, и на тепло, поскольку наши ТЭЦ работают на газе, вновь привело к увеличению тарифов. За 2001-2002 гг. энергетическая составляющая (электрическая и тепловая энергия, газ) выросла на 74%. Таким образом, рост энергоресурсов стал значительно опережать рост тарифов на обслуживание жилья, что, в свою очередь, резко увеличило стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади в месяц. Подобная ситуация характерна для многих регионов и обусловлена статичной методологией формирования федеральных стандартов. В этой связи, в соответствии с программой реформирования жилищно-коммунального комплекса в РФ, указанный стандарт должен ежегодно пересматриваться. При этом изменение величины этого стандарта на следующий бюджетный год должен осуществляться, прежде всего, с учетом планируемого изменения цен на энергоносители.