Чтобы сохранить власть Муртазы Рахимова Сегодня в Башкирии День республики - главный республиканский праздник, отмечаемый в честь принятия декларации о государственном суверенитете. Главным событием торжественного собрания, прошедшего вчера по случаю праздника, стало политическое заявление президента Башкирии Муртазы Рахимова. Он сказал, что в республике, возможно, будет ликвидирован институт президентства, введенный в 1993 году, и она станет парламентской. Вариант превращения республики из президентской в парламентскую начал прорабатываться еще весной, когда было неясно, разрешит ли Конституционный суд РФ Муртазе Рахимову баллотироваться в 2003 году на третий срок. В республике заговорили о необходимости расширить полномочия государственного собрания. После того как разрешение баллотироваться от КС было получено, проект как будто потерял актуальность. Однако совсем недавно о нем вспомнили: за последние недели Константин Толкачев дважды провел пресс-конференции, на которых каждый раз подчеркивал, что считает "оптимальной формой государственного устройства для сегодняшней России" именно парламентскую республику. Вчера по этому поводу высказался и президент Рахимов. В своем докладе он подробно объяснил, почему республике пришлось в свое время пойти по пути суверенитета. Оказывать финансовую и организационную поддержку расположенным в республике федеральным учреждениям, а иногда и брать на себя часть их функций, в начале 90-х годов властям республики пришлось, по его словам, "в ситуации ослабления некоторых институтов российского государства". А в связи с тем, что "федеральный законодатель, вовлеченный в острые политические конфликты, не мог своевременно реагировать на происходящие процессы", пришлось на уровне республики оперативно проводить и "правовое регулирование возникавших новых экономических и общественных отношений". Но в условиях "областной автономии" республика не могла эффективно функционировать, поэтому повышение ее государственно-правового статуса стало, по мнению Муртазы Рахимова, "объективной потребностью". Теперь же, "по мере укрепления российской государственности", идет "нормальный, естественный процесс" совершенствования форм взаимодействия властей республики с федеральными органами власти. С этими же процессами, полагает Муртаза Рахимов, связана и форма власти в республике. "В революционный период", когда многонациональная республика испытывала потребность в объединяющем всех лидере, была допустима форма президентской республики. Теперь же, когда республика "фактически завершила переход через бурную реку перемен", "парламентская республика с сильной исполнительной властью" и соответственно коллегиальная форма принятия решений могла бы "более соответствовать принципам федеративного, демократического, правового государства и текущим реалиям жизни". Такой неожиданный поворот башкирский президент объяснил приближающимися президентскими выборами в Башкирии. Он заявил, что опасается их из-за того, что в ходе предвыборной кампании будет разыграна "национальная карта", а "раскачивание внутренней межнациональной стабильности" для республики "смерти подобно". "Если будущие президентские выборы в республике хотя бы гипотетически могут вызвать раскол в обществе, возбуждение межнациональных противоречий, то лучше в самой структуре власти исключить возможность такого развития событий. Тогда не будет соблазнов для разного рода безответственных политиканов и политтехнологов",- заявил господин Рахимов. Однако очевидно, что главная проблема Муртазы Рахимова не в опасности раскачивания внутренней стабильности, а в том, что он пока не получил от Москвы гарантий невмешательства в процесс его переизбрания на третий срок. Более того, взаимоотношения Кремля и господина Рахимова, сложившиеся в последние два года (башкирский президент неоднократно крайне резко критиковал проведенную Владимиром Путиным реформу системы госвласти, неодобрительно отзывался о работе полпредов президента и до последнего отказывался приводить республиканскую конституцию в соответствие с федеральным законодательством), свидетельствуют о том, что федеральный центр сделает все, чтобы не допустить переизбрания своевольного президента на новый срок. Так что цель Муртазы Рахимова совершенно очевидна: ликвидировав пост президента республики, наделить всей полнотой власти в республике госсобрание и возглавить его (кстати, господин Рахимов до избрания его в 1993 году президентом возглавлял верховный совет республики). Ведь сформировать в парламенте нелояльное господину Рахимову большинство Москве будет практически невозможно и уж точно гораздо сложнее, чем добиться поражения действующего президента на выборах главы республики. Однако реализовать этот план Муртазе Рахимову будет не суждено. Дело в том, что в действующей редакции федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" прямо сказано, что высшее должностное лицо республики должно избираться всеобщим голосованием избирателей субъекта федерации. Кроме того, в законе указаны полномочия, которыми наделяется это высшее должностное лицо. Президентская комиссия по разграничению полномочий между уровнями власти под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака уже завершила работу над поправками к этому закону (как ожидается, они будут внесены в Думу в ноябре), однако они не предполагают изменения этих положений. В Уфе, впрочем, понимают, что намерения Муртазы Рахимова противоречат федеральному закону. Однако глава башкирского парламента Константин Толкачев уже заявил, что, по его мнению, принимая этот закон и регламентируя полномочия республиканских властей, федеральный центр превысил свои полномочия. Он сообщил, что башкирские власти подготовили обращение в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить, имеют ли субъекты РФ право самостоятельно определять статус и полномочия высшего должностного лица. Но рассчитывать на благосклонность Конституционного суда башкирским руководителям вряд ли стоит. Ведь КС уже не раз рассматривал подобные претензии регионалов и неизменно констатировал, что субъекты федерации вправе самостоятельно определять структуру органов власти и их полномочия, но лишь в части, не противоречащей федеральному законодательству.