Сегодня Госдума приняла во втором чтении проект нового закона об охране окружающей среды. Законопроект носит весьма общий характер и содержит много отсылок к различным нормативным актам и законам. То, что он, необходим, несомненно: закон РСФСР, по которому охраняется (или не охраняется) природная среда, устарел. Законопроект содержит новые понятия, такие как экологическое страхование, экологический аудит, экологическое предпринимательство, экологический мониторинг. Но органа государственной власти, который будет осуществлять государственный контроль за охраной окружающей среды, законопроект не назвал, так что в этом вопросе у лоббистов сохраняется полная свобода рук - независимым Госкомэкологии в законопроекте и не пахнет. Все нормативы, которые будут определять пределы вредных выбросов во внешнюю среду, допустимую антропогенную нагрузку на нее, будут устанавливаться в соответствии с порядком, назначенным правительством. Депутаты не приняли поправки об образовании специального бюджетного экологического фонда, чего и следовало ожидать: правительство уже год как настояло на том, что кроме фонда Минатома, никаких иных бюджетных фондов существовать не должно. Так все же для чего был принят этот пустой законопроект? Наблюдатели считают, что для окончательной легализации ввоза в Россию ОЯТ. Если читатели помнят, еще до рассмотрения "пакета Минатома" в первом чтении прошлой осенью комитет по экологии провёл поправку в действовавший закон об охране окружающей среды, который запрещал ввоз в Россию ядерных отходов и отработанного ядерного топлива. Этим ряд депутатов пытался предотвратить принятие пресловутого пакета из трех законов, позволяющего перерабатывать ОЯТ и производить захоронение получившихся отходов в России. Тогда поправка к ст. 50 была принята, но эта победа оказалась бесполезной, - "пакет Минатома" с успехом прошел все инстанции. И сегодня Дума даже не стала рассматривать поправки о запрете захоронения радиоактивных отходов, образовывающихся при переработке облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов иностранного происхождения на территории РФ и об обязательном внесении в международные договоры России обязательств о возврате радиоактивных материалов и отходов, образующихся в результате переработки ОЯТ, в страну происхождения. В кулуарах звучали мнения, что гораздо безопаснее оставлять радиоактивные материалы у себя, дабы обеспечить контроль за нераспространением ядерного оружия. Теперь ст.50 "Требования охраны окружающей среды при использовании радиоактивных материалов" содержит следующие положения: "Порядок ввоза в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ, исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов, или обеспечить их возвращение". Вы поняли? То-то...