80-летний юбилей Михаила Калашникова стал пиком федеральной выборной кампании, в которой сошлись две «партии власти» - движение «Единство» («Медведь») и ОВР. В этот день в Ижевск прилетел весь цвет «Отечества» и «Всей России» во главе с мэром Москвы Юрием Лужковым. Но всё «испортил» стремительный визит в Удмуртию лидера «Единства» премьера Владимира Путина. Репортёр «Д» так описывал подробности с юбилея: «Московский мэр был задумчив, погружен в себя и лишь изредка выходил из оцепенения», тогда как «Путин вступил в диалог с министром обороны, шуршал бумагами, искал что-то в карманах пиджака».

На пресс-конференции в последних числах ноября руководитель выборного штаба «Единства» Виктор Хорошавцев осторожничал. Заявил, что трудно за три недели до выборов вырваться в лидеры. Главная «фишка», по его мнению, у нового движения в том, что оно выводит в политику новых людей, получивших профессиональный опыт «в разных сферах». Однако, забегая вперёд, надо сказать, что «вырвались» - не только многократно обойдя ОВР в Удмуртии, но и заняв один из лучших результатов в масштабе России.

Кандидат Маслюков между тем подал жалобу в окружной избирком на газету «День». По его мнению, газета публиковала материалы, которые побуждали избирателя голосовать против него. Маслюков просил приостановить выпуск газеты «День» на период выборной кампании в Госдуму России. Главный редактор прикалывается – до Маслюкова этого же добивался только Александр Волков, но и у него ничего не получилось.

Основными конкурентами по Ижевскому округу были Маслюков и Андрей Солуянов, совладелец одной самых продвинутых в тот момент медиа-групп. А по Удмуртскому одномандатному округу - Михаил Кошкин и Светлана Смирнова. Вот зарисовка из глубинки: «Увинские пенсионеры любят выпить и закусить за кандидатский счет». Речь идет о предвыборном мероприятии в увинской столовой, где весёлое застолье переросло в призыв местного «старейшины» голосовать за Светлану Смирнову. Сейчас такие «манёвры» уже никого не удивят.

Целая полоса отдана под бесплатное (!) интервью независимому кандидату «от удмуртского народа» Серафиме Пушиной-Благининой. Конечно, без поддержки админресурса она не имела никаких шансов, но, по крайней мере, она выдвинулась и воспользовалась агитационной кампанией для пропаганды себя любимой. И своих идей – в частности, о придании удмуртскому языку статуса государственного, о проекте, который она назвала «Туда – артисты, сюда – туристы». Напропалую крыла «политических проституток» из удмуртской среды.

К выборной тематике отчасти можно отнести и «криминальную» по жанру заметку «Исчез специалист, работавший над запуском нового телеканала» - речь шла о пропаже жителя Омска, наладчика фирмы «Иртыш», которая вела монтажные работы для ТК ТВС – телекомпании Андрея Солуянова. Как версия – человек «пропал», чтобы новый канал не был запущен к выборам.

Футбол, точнее, репортаж с матча по мини-футболу между командами Госсовета УР и Правительства УР к выборам отношения не имел. По крайней мере, к ближайшим. Это был один из заключительных матчей на приз газеты «Удмуртская правда». На поле за Госсовет УР вышел Александр Волков в «звездно-полосатой» форме в окружении своих же охранников. Лидер команды Правительства УР – премьер Николай Ганза. «Команда правительства, - пишет репортёр, - выстояла, несмотря на моральный и силовой прессинг». В матче отличились министр международных отношений Виктор Викулов, сам Николай Ганза и руководитель аппарата правительства (тогда «игравший» на стороне Ганзы) – Александр Горяинов. Победу буквально «вырвали» – счёт матча 5:4. Команда Госсовета УР, «обидевшись», на другой день не явилась на следующий матч. Меньше года оставалось тогда до главной «схватки» между Волковым и Ганзой за пост президента республики.

Осень 1999 года дала старт учреждению поста удмуртского президента. Газета сообщает, что на шестой внеочередной сессии Госсовета УР депутаты «сделали первый шаг к введению президентства». Как поясняет автор публикации, в Удмуртии сложилась двусмысленная правовая коллизия: с выходом федерального закона «О системе органов власти в субъектах РФ» главным должностным лицом в регионе должен был стать руководитель исполнительного органа власти. Как сказал депутат Сергей Беркутов на сессии – он у нас есть, это Николай Ганза. И не надо никаких опросов. Тем не менее, за проведение опроса проголосовали. Спросить население решили о том, как назвать этот пост – Глава или Президент? Итог известен.

1999 год был первым годом после кризиса 1998-го. Поэтому тема функционирования банковской системы так важна. Михаил Шмырёв в материале под заголовком «Bank of Udmurtia»: скандалы еще предстоят?» разоблачает банковско-финансовую систему. В первой части статьи журналист анализирует положение банка-агента Правительства УР «Евроазиатского банка развития» - «Евразия». Какая нужда была присваивать этому финансовому учреждению статус банка-агента несмотря на его финансовую несостоятельность? Взятый двумя годами ранее кредит в сумме 50 млн руб. (прим. - тогда это были громадные деньги) не удержал «Евразию» на плаву, а долг лёг на региональный бюджет. И вот опять говорят о новом кредите в 95 млн от Агентства по реструктуризации (АРКО). Журналист считает сложившуюся банковскую систему неэффективной: крупнейший по местным меркам «Уральский трастовый банк» тогда имел собственного капитала 74,4 млн руб. и занимал 192 позицию среди банков страны. Весь собственный капитал самостоятельных банков Удмуртии составлял на тот момент 1/10 часть от собственного капитала одного лишь Акбарс-банка (Республика Татарстан).

А вот и о признаках коррупции. Большой материал Константина Труфанова «Крах вуза», написанный по материалам акта проверки Счетной палатой России ИжГТУ «времён Ивана Абрамова». Статья делится на главы, видимо, соответствующие главам акта – «сдача в аренду», «как тратили федеральные деньги», «не платили стипендии» и т.д. Особенно показателен эпизод с громадным, современным лабораторным корпусом на ул. К. Маркса, 272а, стоимостью 6 млрд рублей. Оказывается, он отошел строительному тресту-18 путем договорённости на троих – сам Абрамов, зам руководителя треста и начальник Госкомвуза. Больше всего в этом материале сегодня поражает, что при установленных фактах, при том, что сам Абрамов с написанным согласился – и что? Да ничего, дальше «рулит». Еще сколько-то лет, до своей отставки где-то в середине нулевых. А ведь это бюджетное учреждение…

В то же самое время другие бюджетники – ижевские врачи и учителя – «Не получив желаемого от мэра, обратились к премьеру». Это заголовок публикации Михаила Шмырёва. 15 ноября Николай Ганза встретился с представителями работников бюджетной сферы Ижевска «за закрытыми (для прессы) дверями». Как пишет журналист, на тот момент глубина задолженности по зарплате в Ижевске составляла в среднем 3-4 месяца. Учителя, кроме того, настаивали, чтобы им начисляли заработок с учетом апрельского увеличения тарифной ставки. Мэр Ижевска Анатолий Салтыков пеняет федеральному центру, который даёт обещания, не подкреплённые финансами. Премьер Николай Ганза объясняет, что с октября республиканский бюджет соблюдает договоренность – каждый месяц выплачивает один фонд зарплаты.

И еще одна категория бюджетников – 600 сотрудников МВД по УР в 1999 году уволились из ведомства по собственному желанию. Кадровые проблемы МВД рассматривались на заседании постоянной комиссии по законности, безопасности и правам граждан. Михаил Кокорин (он вскоре станет Уполномоченным по правам человека в УР) отказался отвечать на вопросы журналистов о причинах, по которым на предыдущей сессии Госсовета УР были забаллотированы несколько судей Верховного Суда УР, ставших, как полагали, «жертвами» мести председателя Госсовета УР Александра Волкова.