Ижевск изначально обладал очень богатым и ценным для умной планировки поселения рельефом. Здесь было всё: и холмистая местность с пышной растительностью, и наличие более десятка рек с живописными берегами. А одна из них – Карлутка - ещё и с уникальными ключами, с удивительной по качеству водой. После войны на пересечении речки с нынешней улицей Ленина стояла часовенка с обустроенным ключом. Монахи раздавали воду из этого ключа, и она сохраняла свои вкусовые качества и прозрачность несколько месяцев, как святая.

DSC02083.jpg

Есть смутные сведения, что у основателей поселения А.Ф. Дерябина и С.Е. Дудина был замысел развивать поселок в западном и юго-западном направлении, в сторону живописных липовых рощ. Это было бы, конечно, более грамотно в экологическом отношении, исходя из учёта «розы ветров» и векторного речного стока. Доказательств этой версии я не видел. Действительность же показывает, что, к сожалению, поселение стали развивать вопреки градостроительным канонам и здравому смыслу. Священники и знать «полезли» на гору, потянув за собой всю социально значимую составляющую населенного пункта, отстроив, таким образом, центр города в самом неблагоприятном месте - с подветренной стороны завода и со смывом в пруд всех сточных и талых вод. Это была основополагающая ошибка, за которой потянулись остальные.

до 80 процентов жилых зданий Ижевска строили в зонах влияния вредных выбросов производств
Следующие серьезные градостроительные ошибки Ижевска были совершены во время Отечественной войны (1941-45 г.г.). Тогда был подписан «приговор» самой ценной речке города – Карлутке. На её берегах разместили редукторный и механический заводы. Одновременно увеличилась основная промышленная площадка, на которую перебрались эвакуированные производства. Об очистных сооружениях и речи не было. Антропогенная нагрузка на территорию возросла - заводы прибывали вместе с рабочими (более 10 тысяч). Кроме того, трудовые ресурсы мобилизовали по всем районам Удмуртии.

С 1956 по 1959 годы было принято решение построить в Ижевске 5 заводов и все на реках. Для природы города это решение было катастрофическим. Вскоре, когда через пять лет надумали строить автозавод, оказалось, что в Ижевске и на ближайшей территории не хватает необходимых нерудных ископаемых (для строительных материалов) и воды. При строительстве Устиновского района власти были вынуждены строить водовод из Камы. Вот так, свою хорошую воду испоганили, и стали с большими затратами качать её из реки, в которую до водозабора сбрасывают практически все известные вредные вещества

Было подсчитано, что водных ресурсов реки Карлутки с притоками хватило бы обеспечить водой высокого качества 100 – 120 тыс. человек. Это как раз планируемый в те годы Устиновский район. А плохая камская вода уже в то время стоила в 16 раз дороже, чем из Ижевского пруда.

Жилые микрорайоны размещали так же из соображений «целесообразности», то есть безграмотно – до 80% жилых зданий Ижевска строили в зонах влияния вредных выбросов производств. Когда в городе образовались два промышленных узла (Центральный и Северо-Восточный), большая часть города оказалась в двойной санитарно-защитной зоне (СЗЗ) этих узлов. Так разместить могли только враги. К примеру, граница СЗЗ центрального промузла проходила по ул. 9 Января, а Северо-Восточного – по ул. Удмуртской. Выходит, люди, проживавшие между этими улицами, при любом направлении ветра находились под влиянием вредных воздействий предприятий.

Мало того, «мудрые дяди» еще и саму жилую застройку разбавили предприятиями. Так появились завод «Метеор» ИЭМЗ и 300-е производство Ижмеха. А ведь панировалось еще создать промышленный узел «Позимь» из более чем 20 предприятий с переносом русла и заключением в тюбинг одноименной реки. Причем на основе уже тогда устаревших «грязных» технологий. С большим трудом Экосоюзу, через своих депутатов и городской комитет по охране окружающей среды удалось остановить реализацию почти всех этих проектов.

Действовали мы тогда, можно сказать, интуитивно – было видно, что город исчерпал природные возможности - воду брали из Камы, щебень и гравий возили из Свердловской области, даже глину и песок и то брали издалека. Социально значимые объекты планировались «под» производственные мощности, строились по остаточному принципу и никогда не реализовывались в полном объеме.

Пример (один из множества): строительство завода «Метеор» предполагало обустройство речки Чемошурки. Со сдачей первой очереди на реке должны были сделать пруд с зоной отдыха и лодочной станцией, а к концу строительства напротив завода должен был появиться парк. Предприятие построили, а всё остальное забыли, и городская власть промолчала.

Ещё одним очевидным аргументом против дальнейшего роста города была явно ущербная демографическая ситуация в республике.
Градостроительная концепция страны исходила из принципа рационального размещения производительных сил, но в Удмуртии эти силы «перекосило»: 2/3 населения республики проживало в «треугольнике» Ижевск-Сарапул-Воткинск, а село задыхалось от нехватки рабочих рук. В столице автономии проживало 635 тыс. (из 1,6 млн), но для Ижевска была намечена «планка» в 800 тыс. жителей...

14 (2).JPG

Однако в Москве, видимо, знали, что это нереально: в 1981 году было принято постановление  ЦК КПСС и СМ СССР № 567, которым запрещалось дальнейшее промышленное строительство в 50-ти городах страны, в том числе и в Ижевске. Исключение составляли только предприятия, необходимые для непосредственного обслуживания населения. Мы об этом документе узнали только 8 лет спустя, уже практически в другой стране. Никто и не думал его выполнять. А «балом» как правили, так и продолжали править директора крупных оборонных заводов. Они всегда стремились к тому, чтобы республикой и городами руководили послушные, а, значит, слабые люди.

Директора были, по сути, людьми пришлыми. Зависели от московского начальства.

Приведу такой пример. В начале 90-х для финансирования только что созданной централизованной системы природоохранных органов, территориальных экологических программ и мероприятий создавались внебюджетные экологические фонды (федеральный, региональные и местные), средства куда должны были поступать в виде платы всех природопользователей за вредное воздействие на природную среду (выбросы, сбросы, размещение отходов). В масштабе страны начали с эксперимента в 30 регионах. Наше руководство, как водится, не похлопотало. Удмуртия в число этих субъектов не вошла. Пошли по пути «добровольного согласия» предприятий платить за выбросы, сбросы и размещение отходов. Написали положение. Собрали директоров в администрации города. Только начал зам председателя Госкомприроды УР Г.Д. Рудных объяснять суть затеи, как вдруг глава стройтреста № 17 генерал Демидов оборвал его на полуслове: а есть ли Ижевск в списке постановления об эксперименте? А раз нет, то нечего заниматься самодеятельностью. Встал и направился к выходу. За ним зал покинули все остальные директора.

Вот такие люди и определяли градостроительную политику Ижевска. Сами-то для себя они уже в то время начали строить коттеджи. Поэтому до города им дела не было. Сами они в нем жить не собирались, как и нынешние обитатели Липовых рощ.

Большое количество предприятий «оборонки» привело и к тому, что у местной власти не было необходимого для принятия правильных решений «банка данных». Многие сведения считались секретными, даже выбросы и сбросы засекретили – мол, по ним враги смогут «вычислить» технологии… Их и не собирали.

Пример. В начале 90-х случилась авария на канализации хладокомбината. Оказалось, что карт с точным обозначением сетей нет. Местность болотистая, сделали несколько раскопов и все мимо. А стоки всё прибывают. Послали за каким-то бывшим прорабом, который прокладывал этот участок. Нашли его во хмелю. Под утро протрезвел и, осмотрев местность, сразу сообразил, где место порыва и точно его указал.

Экологическая информация всегда была на очень низком уровне. В первые дни работы в Госкомприроды УР я узнал, что данные по загрязнениям собирались лишь с нескольких самых крупных предприятий, причем только по их отчетности, которую проверяли очень редко и не очень честно. Объём стоков по рекам города не учитывался - никто не проверял и не уточнял количество выпусков и их местонахождение. Когда инспекторы городского комитета стали обследовать речку Карлутку, то почти каждый день находили неучтенный выпуск. Были среди них и весьма крупные, как, например, канализация от нескольких жилых домов Радиозавода.

14 (3).JPG

К сожалению, собрать достоверную информацию об антропогенной нагрузке на природную среду Ижевска в те времена так и не удалось, не хватало ни людей, ни средств. Ну, а позже, судя по официальным докладам, никто такую задачу перед природоохранными органами даже не ставил. Поэтому разговоры о разработке концепций развития города, каких-то проектах по его застройке всегда вызывают сомнения. Возможно ли сделать такую работу грамотно, без будущего ущерба природной среде и жителям?

Еще одна особенность Ижевска - это бросающаяся в глаза низкая культура его жителей. Этому тоже есть объяснение. Население, прирастая, формировалось за счет приезжих, с тем же, что у начальства, менталитетом «временщиков». Старожилы отмечают, что в Ижевске всегда процветало пьянство, безобразное отношение к городу, к его природе. Здесь никогда люди не занимали очередь на остановках городского транспорта, запросто мусорили, рвали цветы, ломали деревья. К хамству окружающие относятся снисходительно. Жители безразличны к имиджу города. Да и власть всегда показывала пример небрежного отношения к Ижевску, выражая свою любовь к нему только на словах. Помню, как первый его «всенародно выбранный мэр» во время избирательной кампании все время повторял фразу: «Я люблю этот город! Я знаю его проблемы!», но именно в его правление и началась самая что ни на есть антиэкологическая вакханалия. В 90-е годы были уничтожены большинство городских водных объектов, а пригородные леса вырубались под гаражи сотнями гектаров. Любовь к городу оказалась предметом купли-продажи.

Безразличие к судьбе Ижевска большинства его жителей, меркантильные интересы чиновников, а в последние годы и владельцев крупного (особенно строительного) бизнеса, позволили строить городские улицы без ливневой канализации, укладывать на них «одноразовый» асфальт, размещать детские сады вдоль оживленных автодорог, в противовес всем нормам и здравому смыслу «втыкать точечно» во дворы многоэтажки, застраивать перекрестки торговыми центрами. Но, увы, горожане продолжают терпеть этих чиновников, а бизнесменов даже выбирают в депутаты.

Вопрос - что и как делать с нашим городом, честно говоря, давно уже приобрел драматический оттенок. Обсуждается он на каком-то салонном уровне, с элементами шоу. Все эти «стратегические чаи», «открытые кафедры» и «дискуссионные площадки», «конкурсы проектов» производят впечатление детских утренников. Ни одного серьезного обсуждения с откровенной, честной информацией о том, что мы имеем для того, чтобы разрабатывать планы развития города, что он представляет собой сейчас.

И самое страшное, что такой разговор при современных жизненных стимулах тех, кто у власти и при деньгах - не актуален. Им надо накопленные средства срочно вкладывать в недвижимость, им нужна прибыль быстро и много.

Так с чего начнем, граждане? Может быть, именно с власти? А для начала было бы хорошо опубликовать те сведения, которые послужили к принятию в 1981 году постановления № 567.