Реальность такова

Экологи подсчитали, что в среднем на одного жителя Ижевска, включая стариков и младенцев, приходится по 3 с половиной машины. Это только легковушки, личные и принадлежащие всевозможным «конторам», от правительства до ЖЭКов. Без автобусов и грузовиков, принадлежащих всяким АТП, ИПОПАТ и спецтранспорта, вроде экскаваторов и грейдеров. Цифра эта получается путем деления количества населения – 632.913 человек по состоянию на начало 2013 года – на количество автомобилей – 181.999 штук. Цифры официальные, из открытых источниках.

Если просто разделить 182 тысячи автомобилей на 1 тысячу дворов (пусть для удобства каждые три дома образуют условный двор), то в каждом дворе будет стоять около двухсот машин.

На самом деле, их чуть меньше. Потому что, во-первых, хотя и катастрофически мало, но есть всё же в Ижевске и паркинги, и кооперативные гаражи-боксы, а многие владельцы частных домов хранят своих «коней» в приусадебном гараже. И платные стоянки, конечно (мы сейчас не касаемся «горячей темы» их делёжки).

Тем не менее, дворы наши медленно, но верно наполняются автомобилями – посмотрите сами: утром и вечером, особенно с апреля по октябрь, хорошо если 20-40 авто припаркованы тут и там. А во дворах-«колодцах» микрорайонов Автозавода и Старого Аэропорта не редкость насчитать и по 80-100. Даже не будем «отвлекаться» на малышей-аллергиков и брюзжащих старух - машины уже мешают друг другу, «водилы» воюют друг с другом за огороженные колышками с проволокой «машиноместа».

Динамика роста числа машин в городе составляет примерно 5 тысяч в год. Стабильно. При этом новые жилые микрорайоны, куда в основном въезжает молодежь, упорно строят и сдают без мест для хранения автомобилей.

Зададимся вопросом: почему в Ижевске очевидной проблемой хранения личного автотранспорта оказались «озабочены» лишь те, кто столкнулся с ней в самом низу, в родном дворе, то есть те, кому негде ставить машину, и те, кто не хочет (или не может) терпеть выхлопные газы под своим окном? То есть непосредственно сами граждане, горожане? Может, это их личная, так сказать, проблема?

Что говорит законодательство 

Представители общественной организации «Экологический Союз» за последние два-три года обошли полтора десятка служебных кабинетов, начиная с Прокурора УР, ГФИ по УР, заканчивая инстанциями пониже - Роспотребнадзор, муниципальная милиция, ГИБДД и т.д. Имеют на руках кипу официальных ответов, как правило, «ни о чём». Убедившись, что доводы «зелёных» правоохранительные органы не слышат, экологи пошли другим путем – они написали Памятку для управляющих компаний и ТСЖ, где привели всю действующую нормативную базу по открытым автостоянкам (её можно скачать в Сети по адресу группы «ВКонтакте» «Двор без автомобилей»).

Оказалось, что таковую можно устроить во дворе только тогда, когда место найдется

  •      не менее чем в 10 метрах от стены жилого дома при количестве машин менее десяти (если машин больше, разрыв соответственно увеличивается)
  •      не менее чем в 25 метрах от детских, игровых и спортивных площадок
  •      и при условии, что за устройство автостоянки проголосуют не простое большинство, не две трети от числа собственников, а все 100%, кому принадлежит на праве общедолевой собственности данный земельный участок.

Мало того. Инициаторы устройства такой придомовой автостоянки должны, согласно Правил землепользования и застройки (муниципальный нормативный акт), подать в Управление землепользования соответствующее заявление и получить целый ряд согласований – от смежников участка, от владельцев коммунальных сетей, от дорожников, ГИБДД, пожарных и т.д. Должен быть выполнен соответствующий проект, согласованный архитекторами.

на 12-ю.JPG

Если выполнить все требования, содержащиеся в Конституции РФ (ст.ст. 42, 36, п. 2), в федеральных законах - «Об охране окружающей среды» (ст.ст. 34, 35, 45), «О санэпидблагополучии» (ст. 20); наконец, учесть СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СНиП 2.07.01.89* (п. 11.25 – табл. 10) – если всё это выполнить и учесть, включая проект и согласования, то в ижевских дворах никто ни одной машины разместить не сможет. Потому что стоянка, как ни крути, «сядет» или на теплотрассу, или вплотную с детской или игровой площадкой, или сомнёт газон.

Причем хочу подчеркнуть, что эти нормы и правила не придуманы «вредителями и диверсантами» из «пятой колонны», а созданы российским законодателем с учётом интересов общества и государства. 

Номенклатура придомовых сооружений и элементов благоустройства такова, что при существующих площадях просто физически нереально всё это совместить. Поэтому никто и не соблюдает. Это как с пивом и курением – соответствующие законы приняли, а дальше хоть трава не расти. Никому не интересно, что и в общественных местах, включая общественный транспорт, пиво продолжают распивать, да и курят по-прежнему, где хотят, не обращая внимания на окружающих. Закон сам по себе, а люди сами по себе.

Кто крайний?

Только сама столкнувшись с проблемой, я увидела её, что называется, «нагишом». В середине октября меня позвали во двор соседи – старшая соседнего дома велит рабочим ЖРП копать ямки под столбики. Столбиками она хочет обозначить границу между нашими земельными участками, и НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ (!) устроить еще дюжину мест для машин плюсом к тому ряду, что огорожен вдоль их собственного дома.

Выполни она своё намерение, то три-четыре автомобиля окажутся в четырёх метрах от окон в торцевой стене нашего дома. И образованный торцами трёх соседних домов «тупичок» в принципе станет идеальной «душегубкой» при сезонном разогреве двигателей пяти-семи машин одновременно. 

Мы женщину спрашиваем, а разрешения у вас какие-то есть? Единственное, что она нам показала – это план своего земельного участка. Действительно, граница между нашими участками проходит в 4 метрах от северного торца нашего дома. И новые 10-12 машин действительно встанут на «их» земле. Так же считают в управляющей компании – они же «проголосовали»! Хотя «управляйка вообще-то тут не причём! А СанПиН? А СНиП? А муниципальные Правила?..

Первый обзвон по ситуации показал, что ни коммунальщики, ни архитектура не могут (или не хотят) дать внятный ответ, что следует делать в этом случае. Жаловаться в Роспотребнадзор! Но вот реальный ответ из этого ведомства, полученный «Экосоюзом» в январе этого года: соблюдением указанного выше СанПиНа, да, Роспотребнадзор занимается, но только если доказан факт угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан со стороны «хозяйствующего субъекта». В нашем случае конфликтуют только граждане, физические лица. Нарушения экологического и строительного законодательства потребнадзора не касаются.

В том же духе отвечает МВД УР: п. 8.1.1. Правил благоустройства города Ижевска запрещает ставить транспортные средства на территориях общего пользования - газонах, цветниках, пешеходных дорожках. Региональный закон № 57-РЗ устанавливает административную ответственность собственника территории (!) за непринятие мер… Меру наказания определяет руководитель муниципальной милиции или мировой суд.

В общем, набегаешься в поисках наказуемого.

Мировая практика

Все развитые страны мира (не только Запад, но и Восток) этой «болезнью» уже переболели и научились её регулировать. Причем, проблему рассматривают именно как государственную, включающую в себя и «экологическую ёмкость» мест проживания. Поэтому, например, в Бельгии государственный налог при покупке автомобиля в 3 раза выше стоимости самого автомобиля. В Японии, если покупатель не предоставит сведений о том, где он будет хранить своё авто, ему его не продадут. Ну, а про многоэтажные паркинги в Эмиратах «Д» уже писал ранее.

Власть, вообще говоря, нам для того и нужна, чтобы служить РЕГУЛЯТОРОМ между нами: между теми, кто производит и продаёт машины, и теми, кто их покупает, ими пользуется; но и теми, кто вынужден жить в загазованном дворе, лишённом зелени. Закон не работает, а те, кто его охраняет, занимаются отписками.