В работе форума приняла участие в том числе делегация из Удмуртии, в составе которой была директор ижевской средней школы № 19 Татьяна Каракулина. Мы беседуем с ней о проблемах школьного образования: как и кем они были представлены на форуме, какие пути решения предлагает педагогическая общественность?

- Татьяна Викторовна, Вас, как руководителя образовательного учреждения, какие «круглые столы» интересовали особенно?

- Конечно, мероприятия такого масштаба важны для нас сами по себе, а, в первую очередь, возможностью неформального общения с коллегами из других регионов – тогда «картинка» становится панорамной, объёмной, что важно для понимания проблемы в целом. Поэтому я считаю контакты вне площадок, в перерывах, вечерами и даже по ночам не менее, а может и более важными, чем работу в секциях.

Но если говорить о прямом участии в работе форума, то основными для себя я выбрала две площадки – «Дебюрократизация системы образования: кредит доверия или тотальный контроль?» и «Оплата труда в системе образования: проблемы и возможности».

- Почему?

- Что касается первой площадки, эта проблема с нарастающей силой дала о себе знать в последние четыре-пять лет. Я 30 лет работаю в школе, из них 14 лет – директором школы, до этого – заместителем директора. И буквально на моих глазах школа стала превращаться в такого вечно виноватого «мальчика для битья» для всевозможных контролирующих и надзирающих органов и ведомств. Вы не поверите, но ежедневно на электронный адрес образовательного учреждения приходит  до десяти различных «циркуляров», которые предписывают немедленно отчитаться по какому-либо вопросу. И это касается не только нашего непосредственного руководства в лице Управления образования (бывшее ГорОНО) или нынешних районных Центров образования (бывших РОНО), но и всевозможных органов исполнительной власти – от медицины до МЧС. Я уж не говорю о выборных кампаниях…

Для справки

Форум в Пензе собрал более 500 специалистов из всех сфер образовательного пространства России – дошкольного, школьного, вузовского, начального и среднего профессионального, дополнительного. Он проходил в форме свободной дискуссии на пяти площадках, где каждый участник имел возможность высказаться о наболевшем. Разговор был предельно честный и нелицеприятный. Модератор каждой площадки суммировал сказанное и в виде резолюции докладывал на пленарном заседании, которое прошло вечером 15 октября с участием президента РФ В.В. Путина.
Школа запредельно перегружена документооборотом, огромным, не объяснимым простой логикой количеством проверок. Школа перестаёт быть местом живой работы с ребёнком, с родителями, с педагогами. Как сказал модератор этой площадки, проректор Воронежского университета Василий Попов, ему за полугодие пришлось составить 121 отчёт в различные инстанции. За год, как подсчитал кто-то из школьных директоров, цифра различных «исходящих» доходит до полутора и более тысяч единиц. Причем все они ответа требуют срочно, а в значительной своей части по вопросам, вообще ни к школе, ни к образованию отношения не имеют.

- И как вы с этим валом справляетесь?

- Чтобы получить информацию, мы с завучами отрываем учителей от уроков, сами с утра до вечера занимаемся писаниной, создаём «бумажный продукт». Хочу подчеркнуть (и об этом на форуме тоже речь шла), что широко объявленный переход на электронный документооборот, на самом деле, по-прежнему сверху требуют дублировать тремя бумажными экземплярами, скреплёнными «живыми» печатями. То есть не «вместо», а «вместе»: напиши, отправь в электронном виде, а сверх того - еще и почтой в трёх экземплярах. А не напишешь, не отправишь вовремя – вот уже и повод для административных мер, с любым из нас в случае чего могут не перезаключить контракт.

- Вам лично приходилось с этим «прессингом» сталкиваться?

- В полной мере! В прошлом году 10 месяцев нашу школу лихорадило из-за возбуждённого полицией уголовного дела. Обыски, проверки, допросы. Детьми заниматься было некогда!

- Вернемся к форуму. С какими идеями ехали на форум ваши коллеги из Удмуртии?

- Отмечу учительницу русского языка из Камбарки, лицей № 1, Анну Инютину. Она еще в августе «прославилась» тем, что разместила в соцсетях открытое письмо в адрес министерства образования РФ, где говорится и о неоправданных перегрузках, которые ложатся на плечи педагогов, и о том же вале бюрократической отчетности. Но основной пафос её выступления, на мой взгляд, состоит в том, что в этих «бумажках» мы лжём, создаём видимость благополучия, никому не интересна реальная картина, главное, чтобы бумажка была. В частности, Анна Инютина говорит о падении престижа профессии учителя, что педагога ставят в безнравственную позицию, вынуждая фальсифицировать результаты учебной деятельности, поскольку чиновники нацелены на «показатели».

- По каким еще темам проходил «нерв» форума?

- Еще раз подчеркну, что разговор на форуме шёл исключительно честный, прямой, жесткий. Собрались те, кто знает предмет не с чужих слов и готов, что называется, «драться» за общее дело.
Отмечу участие в форуме профессора Российского государственного педагогического университета Сергея Рукшина. На форуме Рукшин модерировал площадку «Качество образования в России: деградация или развитие?». Сергей Евгеньевич жёстко критикует сложившуюся систему школьного образования, ориентированную на сдачу ЕГЭ. Он утверждает, что ЕГЭ - некритическое заимствование отдельных элементов успешных систем развития образования в других странах без сопутствующих им социально-экономических условий функционирования этих систем.

По его мнению, система образования связана нервами и кровеносными сосудами со всей остальной жизнью страны. И потому некритическое заимствование не лучших практик привело к деформированию школьного обучения, потому что учителя волей-неволей под давлением родителей и директоров вместо прохождения школьной программы ориентируются на подготовку учащихся к ЕГЭ. А ЕГЭ охватывает далеко не все разделы школьной программы».

- Татьяна Викторовна, вторая площадка, в работе которой Вы участвовали на форуме, про оплату труда педагогов? Учителя ведь по-прежнему остаются одной самых низкооплачиваемых категорий. Откуда взяться престижу профессии?

- Это, безусловно, так. Но, знаете, пообщавшись с коллегами на форуме, я поняла, что у нас, в Удмуртии, ситуация-то еще более или менее сносная: у нас к ставке 18 часов в неделю «привязан» базовый оклад 9150 рублей (в Москве – 12500). А в Ямало-Ненецком округе – 3900… В Калуге нагрузку учителя считают вообще в «человеко-днях»!

Большинство учителей «крутятся» на полутора ставках. Еще моя мама, тоже учитель, рассказывала мне такой анекдот про учительские зарплаты: работать на 1 ставку – кушать нечего; работать на 2 ставки – кушать некогда; вот и берут полторы… Как ни смешно, но ничего тут не изменилось за 30-40 лет. Сама школа стала другой, а учителя всё так же заставляют ради просто выживания работать на износ. Вот только один пример из этой области – в прошлом году отменили доплату за классное руководство. Она и была-то всего 1 тысяча рублей, что никак не отражает реальные физические и духовные трудозатраты педагогов на работу с классом. Но сначала эту доплату с федерального бюджета переложили на уровень субъектов, оттуда – на муниципалитеты. А в прошлом году и вовсе отменили. Ну, и с каким сердцем учитель будет тратить своё личное время на внеклассную и внешкольную работу?!

* * *

Невозможно в кратком интервью отразить всю глубину и остроту назревших в школе проблем. Но мы будем следить за тем, как они будут решаться на государственном и муниципальном уровнях. В ноябре в Пензе соберётся форум действий, где будут выработаны конкретные предложения, которые направят непосредственно президенту России Владимиру Путину, а он в свою очередь должен дать соответствующие поручения правительству.