В принципе, можно было бы сравнить призывы «закрыть Интернет» с призывами «не выпускать детей на улицу», потому что на улице могут встретиться педофилы, пьяные водители, мошенники, развратные женщины, грабители и пр. В «доинтернетную» эпоху вопрос «как оградить детей от «тлетворного» влияния улицы» обсуждался так же остро и активно, как сейчас обсуждается вопрос «как оторвать детей от «тлетворного» Интернета» и выгнать гулять обратно на улицу. Чтобы отделить надуманные страхи от реальных угроз, необходимо уметь оценивать риски и предпринимать действия по их снижению. Так же, как мы снижаем риски реальных опасностей, объясняя детям правила дорожного движения или общения с незнакомцами.

Так в чём же упрекают сегодня Интернет?

Обвинение 1: «Интернет отвлекает людей (детей) от реальной жизни, живого общения». Если посмотреть на результаты опросов, оказывается, что это не совсем так. В частности, исследование досуга, проводимое нами в
г. Екатеринбурге, показало, что из 5 часов свободного времени, которым располагает в среднем современный городской житель, более 1 часа в день в среднем он тратит на общение с друзьями («живое» или по телефону), 35 минут – на активный отдых, в среднем по 45 минут – на какое-либо хобби, примерно такое же время - на посещение развлекательных заведений, просмотр телевидения и «сидение» в Интернете. То есть, в среднем городской житель проводит в сети менее часа. Понятно, что эти средние значения  неравномерно распределяются в разных социальных группах, и молодёжь проводит в Интернете времени втрое больше, чем бабушки и дедушки.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Да, действительно: около 55% молодёжи от 16 до 25 лет (по исследованиям и в Екатеринбурге, и в Ижевске) проводит в Интернете более 2-х часов в день. Можем ли мы на этом основании считать, что это время, которое «украдено» из активной реальной жизни, и в этом виноват именно Интернет?  Конечно, нет. При анализе структуры досуга поколения, мало использующего Интернет (от 50 лет и старше) выясняется, что более 55% представителей этой возрастной группы более 2-х часов в день посвящают просмотру телевидения. Чем «телевизионная жизнь» реальнее «жизни в сети»? Ничем. А, возможно, она даже менее «реальна», если посмотреть на процесс с точки зрения коммуникативной. Но это уже – о другом обвинении.

Обвинение 2. «Интернет делает людей менее общительными, не даёт сформироваться реальным коммуникативным навыкам. В Интернете, в силу анонимности, люди привыкают к безнаказанности, поэтому ведут себя гораздо хуже, чем в реальной жизни – агрессивнее и грубее». Так ли это?

Проводимые среди школьников исследования показывают, что в подавляющем большинстве (более 90%) подростки общаются в социальных сетях с людьми, которых они знают лично. Опрос также показал, что при одинаковой возможности пообщаться с друзьями в сети или «живьём» практически все однозначно отвечают, что предпочитают личное общение. О том, что живое общение с ростом пользователей Интернета не теряет актуальности, свидетельствует также и рост спроса на услуги кафе, клубов, кинотеатров – всех тех учреждений, которые дают возможность именно живого общения.

Почему же тогда объём использования Интернета постоянно растёт? И почему именно дети и молодёжь поводят в сети так много времени? Чтобы это понять, надо проанализировать,  что именно делают в сети молодые.

Опросы, проводимые в разных  крупных городах России (в том числе, и в Ижевске), дают схожие результаты. Наиболее распространенными занятиями молодёжной аудитории Интернета являются:

поиск, скачивание и прослушивание музыки – от 65 до 75% по данным нескольких опросов,

пользование электронной почтой – около 50-55%,

скачивание и просмотр фильмов и видеороликов – от 45 до 55%,

общение через программы мгновенных сообщений  - от 35 до 40%,

онлайн-игры  - от 30 до 40%,

общение в  блогах, форумах и социальных сетях  - от 35 до 40%,

другое (чтение книг, поиск информации для домашних заданий и т.д.) – от 10 до 20%.

Как видно из распределения по видам занятий, Интернет для подростков и молодых людей – это в большей степени инструмент для развлечений. Это вполне объяснимо. Высокий уровень доступности музыки, фильмов, игр делает Интернет привлекательным именно для молодого поколения, не обременённого большим объёмом  трудовых и семейных обязанностей и не обладающего излишками финансов. Не развлекались бы в Интернете – развлекались бы иными способами. А что книги не на первом месте - так надо отметить, что старшие поколения указывают на чтение книг как вид досуга ещё реже - от 5 до 10% взрослого населения больших городов. Соответственно, дело не в глобальной сети, а в наличии или отсутствии в семьях такой привычки – читать книги.

Какого рода развлечения находит молодёжь в Интернете?  Здесь мы переходит к самой острой грани вопроса «чем опасен (вреден) Интернет»

Обвинение 3. «В сети Интернет много нежелательного, разрушительного для юной психики контента. В лёгкой доступности – и порнография, и сцены насилия, и жестокость».

Да, такая проблема есть. И уровень предложения здесь определяется уровнем спроса. Человек получает такую информацию только по запросу («клику»). Соответственно, «юная психика» иногда нуждается именно в таком опыте и в такой информации. И, соответственно, будет нуждаться независимо от наличия или отсутствия Интернета дома. Понятно, что найти подобную информацию офф-лайн труднее. Но – возможно. Вывод: надо сделать подобную информацию такой же труднодоступной для несовершеннолетних в Интернете, как и в других информационных средах. Законы, регулирующие доступ такой информации, есть, технические возможности есть. Надо только учиться этим пользоваться. И учить этому надо, в первую очередь, взрослых людей – педагогов, родителей.

Обвинение 4. Ещё одна опасность Интернета, о которой сегодня много говорят, но тема пока мало исследована – это Интернет-зависимость (с вариацией – игровая зависимость). По осторожным оценкам специалистов, зависимость от Сети сегодня наблюдается у 25-30% постоянных пользователей. Это – заболевание. Его симптомы: усиливающееся беспокойство и тревожность при отключении сети или при невозможности выйти в Интернет по другим причинам; частые попытки проверить почту; сопротивление, с которым человек «отрывается» от компьютера при возникновении внешних просьб и т.д.  Эта зависимость угрожает не только юным пользователям, но и вполне взрослым людям.
Природа такой зависимости сродни любым другим видам аддикций – алкогольной, табачной, наркотической: желание «отгородиться» от мира, навязывающего свои правила. И так же, как в других формах зависимости, здесь необходима адекватная система и профилактики, и лечения этого заболевания. Пока такой системы не создано. Во всяком случае, в нашей стране.

Слышны лишь призывы совсем лишить людей возможности пользоваться глобальной сетью. Понятно,  что эти призывы так же абсурдны, как призывы не пользоваться электричеством в связи с риском получить удар током. Но эти призывы показывают другую важную вещь: многие люди даже представления не имеют о том, насколько полезной является глобальная сеть, какие у неё есть возможности. Вряд ли все педагоги в школах знают о современных сетевых обучающих программах и образовательных проектах. Многие не просто не пользуются, а даже представления не имеют об «облачных технологиях» работы с информацией. В школах не учат пользованию глобальными библиотечными сетями, потому что редкие педагоги сами это делают. В школах не учат техникам поведения в условиях «информационных перегрузок», не учат методам валидизации информационных потоков. Зато почти все озабочены рисками, связанными с сетью Интернет.

Не научившись толком пользоваться, мы начинаем бояться и отвергать. А вот кто сегодня покажет взрослым (а потом и детям), какие интереснейшие задачи, профессиональные и жизненные, можно решать посредством сети? Пока это – самый главный вопрос.