Вечером четверга, 16 октября, необычно многолюдно было в вестибюле республиканского художественного музея – здесь собрались друзья и почитатели таланта Бориса Постникова. Состоялось открытие посмертной выставки его работ: живописец месяц не дожил до своего 75-летия, которое должно было состояться 24 мая. Так новая выставка стала одновременно и юбилейной, и мемориальной.

Музей с большим уважением отнесся к формированию экспозиции. Ей отданы три зала на первом этаже, вестибюль и коридор. Всего здесь размещено около 90 работ. Шестнадцать из них (в основном полотна большого формата) принадлежат музею. Остальные собраны вдовой и сыновьями из мастерской художника и из частных коллекций.

Каким предстаёт мэтр местной школы живописи из собрания полотен? Именно таким, каким его описали (словами) друзья и близкие на открытии: честным, прямодушным, с чувством юмора, обладающим радостным, оптимистичным мироощущением.

Как пишет во вступительном слове к выставке искусствовед, заместитель директора музея Валентина Гартиг, Постников - один из основателей местной школы живописи. А «родовые черты» этой школы – яркий колорит, мажорное мироощущение, характер композиционных и пластических построений.

«Здесь и сейчас» Борис Постников именно таков – окружающим миром он очарован, его пейзажи всегда полны жизни, воздуха. Он любит писать близких, друзей-художников, город, ставший его второй родиной.

Борис Постников родился в мае 1939 года в Костроме, старинном русском городе на Волге, в большой рабочей семье. Ему памятен суровый быт военных лет. И в зрелых работах есть циклы, посвященные теме Гражданской и Отечественной войн. В Костроме он окончил художественное училище, а, переехав в Ижевск, стал одним из дипломников первого выпуска основанного в 1959 году худграфа, художественно-графического факультета тогда еще не университета, а Ижевского пединститута. И остался там преподавать. До конца жизни оставался учителем, но уже профессором Института искусств и дизайна УдГУ. Практически во всех художественных школах Ижевска и Удмуртии есть его ученики. Юных художников было много и на вернисаже.

Выставленные в музее полотна Бориса Постникова позволяют видеть большое разнообразие интересов художника. Конечно, по своей манере и художественным принципам он реалист. Но только в смысле противопоставления этого термина его антитезе – абстракционизму. Но его реализм не приземлён, он романтически приподнят, прорывается фантастическими образами-символами прошлого, как, например, в натюрморте с хлебом военных лет.

Много места в творчестве Постникова занимает Ижевск. На выставке можно увидеть два полотна – «Ижевск вечерний» с прудом в качестве «главного действующего лица» и «Перекрёсток», расположенный в экспозиции так, что картина «читается» как «эпиграф», как посыл ко всему собранию. Я и сама поначалу не поняла, чем так притягивает именно это, известное мне по сюжету и ранее, полотно. Ну, городской перекрёсток… Толпа пешеходов движется на «зелёный» через проезжую часть. Среди остановившегося на минуту транспортного потока – грузовик с белой лошадью…

Но, внимательно присмотревшись, я увидела, что в числе пешеходов, идущих через улицу, - сам мастер, а следом его друзья-коллеги. Узнала я и сам перекрёсток – это пересечение улиц Советской и Коммунаров. Вот и фрагмент вывески «Спортивные товары», магазин, где сейчас «Страна детства», тоже служит «указателем». Палитра яркая, краски свежие – так и чувствуешь, что недавно прошел дождь, дышится легко и настроение чудесное. Эту картину искусствовед Валентина Гартиг назвала «эмоциональным документом» - групповой портрет художников на фоне города. А идёт вся компания не куда-нибудь, а либо на худграф (это метров 300 выше от перекрёстка), либо на мансарды художников – в соседнем с перекрёстком доме. Время – полдень. И жизнь самого мастера в тот момент была на середине…

Постников на 19-ю (2).jpg

Многие из выступавших на вернисаже подчёркивали, что после смерти художник, творец живёт в своих произведениях. Не менее справедливо это суждение и в отношении сыновей. У Бориса Постникова два сына, оба художники. Дмитрий – известный в Ижевске скульптор, большой, лохматый. И Роман, младший – представитель школы «актуального искусства», внешне очень похожий на отца, но более утончённый, тип «дэнди» с усами a la Сальвадор Дали. Как две разных ипостаси, не реализованные самим Борисом Анатольевичем в жизни. Хотя, по словам друзей, он что-то делал и в мелкой пластике, как, например, подставка для кистей в виде женского торса из отполированного дерева. Она присутствует на выставке «в натуре» и на одной из картин в качестве элемента «натюрморта» в его художественной мастерской.

Если хотите глотнуть в эту ненастную осеннюю пору глоток свежей, незамутнённой радости, не связанной ни с деньгами, ни с политикой, поспешите в Музей ИЗО.