На результатах голосования на сессии Госсовета УР этот инцидент, можно сказать, никак не отразился - те, в чей адрес были брошены обвинения, уверенно избрались на должности вице-премьеров. Но осадок остался.  

«Уважаемые депутаты Государственного Совета. Вы являетесь избранниками народа. Не обманите свой народ, - подытожил своё трёхстраничное обращение его анонимный автор. - Не допустите коррупционеров представлять интересы нашей республики». Под «коррупционерами», очевидно, подразумевались два фигуранта анонимки — глава Алнашского района Сергей Токарев и министр образования УР Андрей Кузнецов. В их адрес и был «слит» набор компрометирующих сведений, прямое цитирование которых в СМИ могло бы стать предметом судебных исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Причём исков, скорее всего, выигрышных для жертв распространённого компромата.

Реакция на попытку дискредитации оказалась прямо противоположной. Итоги голосования: «за» Токарева - 72 депутата, «за» Кузнецова — 69. Для сравнения: «за» согласование кандидатуры председателя правительства УР Виктора Савельева проголосовали 66 депутатов. Смысл затеи с целевым вбросом компромата (да ещё и без обозначения ответственного за его распространение), скорее всего, останется не раскрытым. Большинство наверняка подумали на «органы». Но про себя. С трибуны этот вопрос никто педалировать не стал. Лишь в выступлении ректора Ижевской сельхозакадемии Александра Любимова в поддержку кандидатуры Кузнецова проскочил намёк, что не надо, мол, обращать внимания на всякую «писанину». 

Возможно, что даже этих слов можно было не произносить. Тем более, что кандидатам на должности вице-премьеров депутаты не задали ни одного вопроса, связанного с распространённым в отношении них компроматом.

Уверенность в правильности своих кадровых решений продемонстрировал и новый Глава республики. «К представлению кандидатур я подходил взвешенно, - прокомментировал Александр Соловьёв состоявшиеся назначения местным СМИ. - С каждым из них состоялся  персональный разговор. Провёл собеседования с фракциями «Единая Россия» и КПРФ, с непарламентскими партиями. Уверен, что все кандидаты – боеспособны. С ними мы продолжим работу дальше в том же серьёзном ритме на благо нашей республики».

Неизвестно, почему в этом своём комментарии Глава УР Александр Соловьёв не упомянул о консультациях с ЛДПР. Может быть, просто случайно. Но, как сообщил «Д» руководитель фракции либерал-демократов в Госсовете УР Дмитрий Кулишов, они приняли консолидированное решение не голосовать на сессии за согласование кандидатуры Виктора Савельева. Численность фракции «жириновцев» в Госсовете УР - 6 депутатов. Против Савельева было подано семь голосов, плюс один бюллетень оказался испорчен и его признали недействительным. Итого — фактически восемь «против». Из них основная часть — это ЛДПРовцы. Чуть больше «чёрных шаров» - 9 голосов «против» получила при голосовании за назначение постпредом Главы УР при Президенте России Светлана Смирнова. У кого-то из единороссов к ней, возможно, есть что-то личное. Но костяком тех, кто теперь постоянно будет предъявлять претензии к правительству УР, вероятно, станет фракция ЛДПР. Зато о своей лояльности новому правительству УР заявил с трибуны сессии руководитель фракции КПРФ в Госсовете УР Владимир Чепкасов. Он вообще оказался единственным из партийцев, выразившим поддержку Савельеву. Странно, но самая многочисленная фракция в Госсовете УР - «Единая России» при согласовании кандидатуры председателя правительства УР не сделала с трибуны парламента даже положенных в таких случаях ритуальных «телодвижений».

Вывод, который напрашивается: новое правительство УР и отдельных его членов в Госсовете УР, безусловно, будут критиковать. При этом Главы УР Александра Соловьёва эта критика, скорее всего, касаться не будет. По крайней мере, в первые два-три года. На его право выступать в роли арбитра претендовать пока некому. Зато найдётся немало желающих повлиять на формирование различных решений Главы УР, в том числе, кадровых. Собственно и история с появлением анонимного обращения — последствие одной из неудачных попыток оказать такое влияние. И поза ЛДПР с символическим голосованием «против» - из той же серии.

Разочарованных тем, как разрешился вопрос с новым составом правительства, немало — кому-то хотелось большего, другие надеялись усидеть. Между тем, столь крупной перетряски исполнительных органов (почти без появления новых лиц) не было в Удмуртии уже много лет. В один день своих постов лишились четыре заместителя председателя правительства и семь руководителей министерств и ведомств, попавших под слияние и переименование. Многие из них наверняка останутся и дальше работать в системе органов, но на менее значимых должностях. Кроме того, к числу двух новых министров (назначенных и.о. в начале лета) добавились ещё пятеро — в основном это те, кто до прошлой недели работали заместителями министров и чьё продвижение стало, таким образом, естественным шагом в их карьере. По этому же принципу произошло заполнение вакансий руководителей двух вновь образованных органов исполнительной власти — агентств. В подвешенном состоянии на конец прошлой недели оставались только и.о. министра экономики УР Михаил Зайцев и и.о. начальника Госжилинспекции при Минстрое УР Лев Егоров.

Как подсказывает жизнь, энергии от подобных кадровых пересадок с переменами без перемен может хватить на пару лет инерционной работы. «Свежей крови» в системе органов исполнительной власти Удмуртии, действительно, не добавилось. К тому времени начнёт подходить к концу и срок полномочий текущего состава Госсовета Удмуртии. Вот тогда по органам исполнительной власти стоит ожидать прохождения второй, куда более сильной волны. Вроде той, что потрясла Совет Министров УР в 1993 году. Так, кстати, пришел к власти Волков. Тоже на волне желания перемен.

Предыдущие публикации по данной теме: То ли опытное, то ли подопытное