В конце 1998 года жилым фондом Ижевска почти безраздельно «рулило» Горжилуправление (ГЖУ). О частных управляющих компаниях еще и речи не было. Поэтому в моей платёжке за июнь 1998 года отсутствует даже аббревиатура «ГЖУ», потому что оно было одно на весь город. Указано только подразделение Горжилуправления – ЖРП-10. Это район Буммаша.

За что же начисляли жильцам квартплату тогда?

Жилищные услуги - 53,84 руб.; отопление — 177,05 руб.; горячая вода — 110,28; холодная — 49,16; газ — 6,40; антенна — 3,0; капремонт — 69,38; вывоз ТБО — 3,24 рублей. ИТОГО за 3-комнатную «хрущевку» с четырьмя жильцами мы платили 472,35 руб. в месяц.

Газовики первыми вынули свою долю из коммунальной платежки – с 2004 года они самостоятельно собирают деньги за газ. Антенна общего пользования уже к середине нулевых потеряла актуальность, никто за неё не платит.

Летом 2008 года наш дом перешел в УК ЖРП-8. Перед уходом последняя платежка ГЖУ была уже несколько иной: в ней появились «левая» и «правая» половины, то есть собственно квартплата (содержание и обслуживание) и оплата коммунальных ресурсов. Левая часть - «содержание» - состояла из «обслуживания» и «вывоза ТБО» + «текущий ремонт» («капремонт» после громких скандалов на время убрали). А в правой части к отоплению, горячей и холодной воде добавилась канализация и электроэнергия МОП (мест общего пользования). Все ресурсы, кроме тепла, считались по количеству прописанных в квартире жильцов.

На момент «расставания» с ГЖУ вся платёжка (квартплата вместе с ресурсами) «весила» в сумме 1848,04 рубля. То есть за 10 лет жизни «при ГЖУ» произошел 4-кратный рост платежей.

на 14-ю (2).JPG

Самая первая платёжка от ЖРП-8 по предъявленной сумме уже перешагнула 2-тысячный «рубеж» - этим «довеском» стала снова появившаяся строка «капремонт». Без согласия её оплачивать в новую управляйку тогда даже не брали.

на 14-ю (3).JPG

С 2012 года произошло новое усложнение расчетов – появились строки оплаты за ОДН – общедомовые нужды, которые рассчитываются либо по нормативам (если нет общедомовго счетчика), или по формуле, если общий счетчик есть. Поэтому с сентября 2012 года внутри платёжка появилось новое «окно», где коммунальщиков обязали публиковать показания общедомовых приборов учета по горячей и холодной воде, а также суммарную по ГВС/ХВС строку «водоотведение» (так стали называть прежнюю канализацию).

В последний раз суммарно по жилищной и ресурсной части УК начислила мне платёж в июле 2014 года. Сумма - 2.551,76 рубля. То есть за шесть лет жизни «под ЖРП» рост составил чуть больше 24 процентов.

А уже с августа текущего года, как известила нас «управляйка», из коммунальных ресурсов в нашей платёжке осталась только холодная вода и водоотведение. Отопление, ГВС и электроэнергия ОДН (общедомовые нужды) «ушли» на счета «агента» «Удмуртских коммунальных сетей» - ОАО «Удмуртия-Энергосбыт». Энергосбыту же изначально наш дом платил и за индивидуальное потребление электричества в квартирах.

Итого, начиная с 2004 года, из коммунальной платёжки последовательно вычитались все платежи за ресурсы. Поставщиков можно понять – «вышибать» деньги из управляющих компаний было очень непросто. В «должниках» за тепло и ГВС ходили все УК и ТСЖ поголовно (если и ошибаюсь, то только в виде исключений, подтверждающих правило).

Думаю, что именно эти времена «коммунальной вольницы», когда управляйки «крутили» деньги за ресурсы, позволили владельцам коммунальных бизнесов сделать крупные состояния.

Что же теперь осталось «управляйкам»? Капремонт с февраля 2015 года уйдет на спецсчета или в «общий котел» Регионального оператора Фонда капремонта. Не считая незначительных сумм за ХВС (ресурс Водоканала), остался только тариф «содержание/обслуживание». «По умолчанию» считается, что все частные УК начисляют горожанам этот платёж «как в городе», то есть ту величину, которую горадминистрация утверждает для «своей» (то есть муниципальной) УК, которой сейчас осталось одно СпДУ.

Юридически неправильно распространять эту цифру на весь жилой фонд, так как, согласно Жилищному кодексу, собственники должны этот тариф утверждать для своей УК сами, ориентируясь на состояние сетей и коммуникаций в доме, то есть фактически рассчитывать, сколько следует платить дворнику, уборщице, электрику, инженеру, юристу, наконец, управляющему. Но ведь на деле таких индивидуальных (на дом) тарифов в Ижевске раз, два и обчёлся, никто этим не занимается. А «управляйкам» это удобно и выгодно – никто не суется в «такую простую» строку, как «содержание/обслуживание», вся она поступает в полное распоряжение УК.

Но в октябре, хочешь - не хочешь, а пришлось внимательно изучить ту платёжку, которую УК «оставила себе». Это содержание/обслуживание, капитальный и текущий ремонт. В сумме за август - 1248,23 рублей. В сентябре к ним добавилась ещё одна строка - «работы по обеспечению требований пожарной безопасности». На обороте платёжки лаконично сказано, что введен этот платеж согласно «постановлению администрации города» (без указания номера, даты и названия документа).

После консультации со специалистом Управления ЖКХ удалось выяснить, что речь идёт о документе под названием «Смета расходов на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов». Смета идёт приложением к постановлению Администрации города Ижевска от 11.07.2014 г. № 753. Эта смета представляет собой структуру тарифа на содержание/обслуживание жилья, расписанную для домов разной степени благоустройства, от 1 до 14 категории. Мой дом («хрущёвка») относится к 4-й категории. Тариф для него предусмотрен 14,49 рублей.

А ниже строки «Итоговый размер платы» идут еще семь позиций, которые позволяют увеличивать тариф, если в доме есть иное оборудование, как, например, светильники наружного освещения, тепловые пункты и т.д. Так, в этих позициях есть и «работы по обеспечению требований пожарной безопасности», под которыми понимаются осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты. Между тем, в сноске, помеченной знаком «**», сказано, что этот платёж «включается в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае наличия в многоквартирном доме данного оборудования». И само значение тарифа за противопожарные мероприятия указано только для домов 1 и 2 категорий, то есть высотных, оборудованных специально гидрантами и дымоудалителями. Для остальных, с 3-й по 14-ую, категорий эти значения отсутствуют!

Таким нехитрым способом «управляйка» нарисовала себе лишних 136 рублей только по моей квартире! Причем сразу за три месяца – с того момента, когда вступило в силу постановление № 753. Всего же по моему дому получилась сумма около девяти тысяч рублей. При наличии одной ржавой «пожарной лестницы» снаружи северного торца нашей 5-этажки. Что же такое можно с нею сделать на 9 тысяч рублей?!

Надо полагать, что и впредь подобные манипуляции с платежами будут иметь место, ведь штаты в «управляйках» огромные, и на каждого дворника там приходится 2-3 канцеляриста. Так что не стоит ослаблять бдительность.