Выборы

До выборов в Госдуму РФ, назначенных на 19 декабря 1999 года, оставалось два с небольшим месяца. В республике раскладывался «большой пасьянс», непосредственное участие в котором принимала Москва. Действующими депутатами ГД РФ на тот момент были независимый Андрей Солуянов (близкий гендиректору ИЭМЗ «Купол» Юрию Шестакову) и коммунист Николай Сапожников. «Единой России» пока еще на политической сцене не было, только-только появился её «зародыш» – «Единство». Предсказать итоги выборов было сложно.

Удмуртия в это время отличилась тем, что провластный избирательный блок, сложившийся на федеральном уровне из лужковского «Отечества» и шаймиевской «Всей России» (плюс авторитетная тогда еще «Аграрная партия») – на республиканском уровне неожиданно оказался расколотым.

«Солуянов может составить серьезную конкуренцию Маслюкову» - пишет «Д» в № 174 от 2-4 октября. Маслюков не получил поддержки съезда «Отечества», и Волкову, как местному лидеру предвыборного блока «Отечество»-«Вся Россия» (ОВР), пришлось поддерживать Юрия Дмитриевича как бы «тайно», а явно его продвигали удмуртские коммунисты, хотя сам Маслюков, в свою очередь, тоже пытался дистанцироваться от своих идейных товарищей.

Интрига состояла в том, что на уровне региона та часть ОВР, что примкнула к блоку от «Всей России» и аграриев, поддержали по Ижевскому избирательному округу Андрея Солуянова, которого Волков пытался оттеснить в партийном списке на не проходное 5-е место. «Одномандатные округа, - пишет «Д» - куда более свободны от диктата со стороны руководства республики. Если Солуянов пойдет по одномандатному, то победа Маслюкова не бесспорна».

«Маслюков входит в роль удмуртского Примакова» - другой заголовок «Д» от 8 октября. «Встать над схваткой» - такой мыслилась его позиция в партийных раскладах.

«Поставив на Маслюкова, Волков вбил клин между местными «Отечеством» и «Всей Россией», сделал их соперничающими объединениями. Но пиарил Маслюкова всё тот же Волков. В присущей ему беспардонной манере: «Волков объявил себя частным лицом, а Маслюкова – кандидатом» - озаглавлена публикация «Д» от 9-11 октября. Газета напоминает, что выборное законодательство запрещает участие в агитации должностных лиц, но «воспрепятствовать ему нечем и некому» - уже тогда констатирует наблюдатель.

В сложном положении оказалась тогда Светлана Смирнова, на тот момент заместитель председателя Госсовета УР Александра Волкова – оставшись «не у дел» в списке ОВР, Смирновой пришлось приостановить сбор подписей в поддержку своего выдвижения. А чтобы выдвинуться кандидатом от «группы избирателей», ей надо было начинать сбор подписей заново.

Нефть

«Кому-то очень захотелось повоевать чужими руками» - не самый удачный с точки зрения журналистики заголовок. Но он отражает суть интриги, которую в публикации с таким названием в № 183 от 14 октября подробно разбирает главный редактор Сергей Щукин. В недавно учрежденной заводом «Купол» газете с игривым названием «Домино» появилась статья «N – нефть», автор – никому в Ижевске не известный Георгий Чернов (явно псевдоним). Щукин пишет, что материал изложен со знанием дела – «недаром я четыре года (будучи председателем депутатской комиссии по экологии) занимался популяризацией вопросов недропользования».

Суть анонимной статьи в «Домино», считает Щукин, - политический шантаж. В публикации результаты предстоящего в неком неопределённом на тот момент будущем голосования по кандидатуре будущего Президента УР ставятся в зависимость от результатов повторного конкурса по двенадцати месторождениям, который за два года до этого выиграла американская компания «Сэмсон». «Если «Удмуртнефть» проиграет конкурс, то от единодушия (депутатов) не останется и следа» - цитирует Щукин анонимного автора.

Кому выгодно? – задается вопросом главный редактор «Д». И «вычисляет» «заказчика» публикации - Александра Лопатина, в недавнем прошлом руководителя фонда «Республика», активно участвовавшего в технологиях по избранию Александра Волкова председателем Госсовета УР, а осенью 1999 года уже «работавшего» замом гендиректора на ИЭМЗ-«Купол».

Гендиректор «Купола» Юрий Шестаков в тот момент влиятельнейшая фигура - руководитель крупнейшей фракции в Госсовете УР «Промышленники и предприниматели» (43 депутата), в число которых входило и «нефтяное лобби» республики (было тогда и такое). Главред «Д» к месту припомнил, как ему во время представления проекта республиканского закона «О недрах» (закреплявшего недра в собственности Удмуртии) на сессии Верховного Совета УР прямо из зала кричал руководитель «Удмуртнефти» Валентин Кудинов: «Я не буду исполнять этот закон!». «Настоящая война за недра идёт не месяц-другой, а более восьми лет» - подытожил Сергей Щукин.

Еще один сюжет, связанный с нефтью, изложен в материале «Кто кого выживает в «Удмуртгеологии?» - № 183 от
14 октября. Тут речь идёт о «схеме» вывода из-под контроля государства госпредприятия «Удмуртгеология». Механизм следующий – изменить строку в уставе, чтобы гендиректора избирать не собранием акционеров, а Советом директоров. На тот момент «Удмуртгеология» уже была «влита» в состав «Удмуртской национальной нефтяной компании» (УННК), откуда были пять из 11 членов совета директоров «Удмуртгеологии». В итоге руководителя таки сместили – вместо Владимира Колодкина назначили его заместителя Николая Шилова. Однако, как выяснилось, на момент проведения собрания по внесению изменения в устав, начальник госимущества республики Сергей Касихин имел прямое указание от своего столичного руководства в лице Германа Грефа наложить вето на предложенные изменения. Причина - в Госимущество не были предоставлены материалы и проекты решений. Однако Сергей Касихин не выполнил директиву Центра. И ничего, усидел. Такое было время. А «Удмуртгеологию» вскоре пустили по ветру.

Автомобиль

«Ижевский автомобиль не хуже» - утверждал в интервью журналисту «Д» заместитель Главного конструктора Ижевского автозавода Александр Кондрашкин (№ 183 от 14 октября). Он со знанием дела излагает своё видение, что автопроизводство является «буксиром» экономики, который тянет за собой сразу много отраслей народного хозяйства. Что ставку надо делать именно на автомобиль.

Ижевский автомобиль «Москвич-412», по мнению Кондрашкина, имел хорошие по мировым стандартам характеристики; выиграл в конце 60-х ралли Лондон – Мехико и Лондон – Сидней. Он неприхотлив, имеет удобный доступ к узлам и агрегатам.

Но предстоит смена поколений – в 2000 году «Москвич» будет снят с производства. Его сменит семейство «Орбит», разработанных на базе «Москвича-2126» на основе самых передовых в автомобилестроении идей. Да, «Ода» (один из вариантов «Орбиты») уступает по качеству исполнения, считает зам главного конструктора. Но «довести до ума» новый модельный ряд мешает отсутствие у предприятия оборотных средств. «Надо поставить завод на ноги». Будет ли это кредит или льготы, должно решить правительство.

И, будто в продолжение темы, колонка в № 179 за 9-11 октября – «Сэмсон» обещает «Ижмашу» 90 млн долларов уже в будущем году», где речь снова о том же не сбывшемся проекте «нефть – автомобиль». Подходит срок опубликовать новые условия конкурса на те 12 месторождений, которые так и не отдали «Сэмсону» два года назад. Подспудная борьба на республиканском «поле» двух нефтяных «гигантов» - «Сиданко» и «ЛУКойл» - только запутала ситуацию. Автор публикации в «Д» считает, что задержка с выработкой условий нового конкурса состоит в том, что министр природных ресурсов Александр Кулагин так и не получил «установку», «под кого» писать проект. Поэтому обещания «Сэмсона» остались на бумаге.

***

А горожане были, оказывается, недовольны тем, что в городском транспорте подняли стоимость проезда с 1 (одного) до 1,5 (полутора) рублей, при объявленной себестоимости одной поездки - 2,20 руб. и минимальном уровне рентабельности - 2,75 рублей. Об этом сообщил на пресс-конференции тогдашний гендиректор ИПОПАТ Михаил Копысов. За 15 лет автобусники подняли стоимость проезда в 11 с лишним раз (!), что в разы отличается даже от реальной инфляции в целом по стране. Но это случилось уже при другом руководстве.