Единственный заместитель премьера, входивший в президиум, когда правительство возглавлял Юрий Питкевич, 46-летний Андрей Сивцов получил назначение буквально в последние месяцы до отставки Волкова, поэтому у него сейчас изменится только функционал. Для всех остальных без пяти минут зампредов: Сергея Фефилова, Сергея Токарева, Андрея Кузнецова и Светланы Смирновой — предстоящие кадровые решения серьёзно поменяют их статус в иерархии республиканской власти. 

Прежний состав руководства правительства УР уходил со своих постов в растяжку — первым вскоре после назначения врио Главы УР Александра Соловьёва «попросили» премьера Питкевича. Спустя три месяца сам ушёл его первый зам Валерий Богатырёв, совмещавший свой пост с должностью министра финансов УР. На этой неделе статусных должностей окончательно лишатся куратор социального блока Людмила Чунаева, зампред, курировавший АПК, Александр Коробейников, «спортивно-молодёжный» зампред Николай Мусалимов и бессменный постпред главы республики при президенте РФ Андрей Сакович. Почти для всех, похоже, отставка стала неприятным сюрпризом.

Назначенный ещё четыре месяца назад и.о. министра финансов УР 38-летний Станислав Евдокимов, в отличие от своего бывшего начальника, заместителем премьера (тем более его первым заместителем) не стал. По всей видимости, считается, что пока не дорос. Но в новый состав президиума правительства после ожидаемого назначения он всё же войдёт в соответствии с занимаемой должностью. Так же, как и будущий министр строительства и архитектуры, которым точно уже не станет действующий министр - 53-летний Сергей Шикалов.

Уходящие члены Президиума Правительства УР

 Людмила ЧУНАЕВА

заместитель председателя правительства УР

Александр КОРОБЕЙНИКОВ

заместитель председателя правительства УР

Андрей САКОВИЧ

Постпред Главы УР при Президенте РФ - заместитель председателя правительства УР

Николай МУСАЛИМОВ

заместитель председателя правительства УР

Из четырёх ожидаемых новых зампредов в проекте «Открытое правительство» участвовали лишь двое: Сергей Фефилов и Андрей Кузнецов. Остальные - глава Алнашского района Сергей Токарев и общественный деятель, председатель Ассамблеи народов России Светлана Смирнова до последнего времени свои виды на должности в новом правительстве УР никак не обозначали. Если, конечно, не считать участия Светланы Смирновой в выборах Главы УР в качестве «второго номера» в списке потенциальных кандидатов в Совет Федерации, предложенном Александром Соловьёвым. Есть мнение, что в качестве представителя Главы Удмуртии в Совете Федерации Светлана Смирнова была бы более естественным кандидатом, но это место сохранил за собой Александр Чекалин, генерал-полковник милиции, ставший сенатором «при Волкове» в 2008-м.

Будущий премьер, которым, как уже было объявлено Главой республики, станет нынешний и.о. председателя правительства УР Виктор Савельев, планирует оставить в своём прямом управлении (помимо координации работы своих заместителей) три ведомства: Министерство экономики УР, новообразуемое Агентство инвестиционного развития УР и министерство имущественных отношений УР.

Как официально должна распределиться нагрузка между заместителями председателя правительства УР, нарисовано в схеме, опубликованной в республиканских СМИ. Неформальная же картина взаимоотношений будет складываться на протяжении нескольких месяцев. Но, очевидно, что уже на старте под премьером Савельевым появляются два заместителя, имеющие свою историю личных отношений с Главой УР. Бывший министр не влиятельного «при Волкове» министерства труда Сергей Фефилов, получивший статус и.о. заместителя председателя правительства сразу после отставки президента Удмуртии, считается другом Александра Соловьёва, а глава Алнашского района Сергей Токарев — его земляк. И, что любопытно, в первые дни после назначения Соловьёва врио Главы УР, Сергея Токарева в кулуарах называли в числе возможных кандидатов на должность премьера. Тогда эти разговоры так и остались на уровне слухов, потому что вскоре появился Савельев. И, очевидно, с «рекомендацией» из Москвы, с которой сложно было не согласиться. Но из кадровых планов, как теперь выясняется, Сергей Токарев не выпал.

 

Сокращение в связи с реорганизацией (слияние, переименование)

Пётр ПОНОМАРЁВ

Министр торговли и бытовых услуг

Максим СОРОКИН

Министр по делам молодёжи

Юрий БРУСЯНСКИЙ

начальник ГУ Госслужбы занятости населения

Владимир ФИНК

Председатель РЭК УР

Владимир ПЕРЕШЕИН

Министр информатизации и связи

Ольга ЛУБНИНА

Председатель Комитета по делам семьи и демографической политике

В «команде Соловьева» и будущий новый постоянный представитель Главы УР при Президенте России Светлана Смирнова, единственный политик среди новых назначенцев. А входящий в состав президиума правительства УР руководитель администрации Главы УР Андрей Гальцин просто в силу своих должностных полномочий может действовать только по поручению Соловьёва. Правда, как считают наблюдатели, он часто склонен выдавать свои собственные желания за позицию руководства. Все эти внутренние особенности неизбежно будут оказывать влияние на отношения в ближайшем правительственном окружении Главы УР и, скорее всего, сыграют свою важную роль в будущем. К тому времени, когда все уже достаточно оботрутся и нынешнюю новую структуру органов исполнительной власти многие уже начнут называть «старой».

Самым нейтральным среди новых зампредов выглядит будущий куратор социального блока Андрей Кузнецов, и.о. министра образования УР. Он, очевидно, даже доволен тем, что ему убавили фронт работы - из блока вывели традиционно входившее в него Министерство социальной политики (добавившее в названии слово «демографической»). К слову сказать, это предложение разгрузить социальный блок, передав полномочия соцзащиты другому, «недогруженному» вице-премьеру, ещё в августе было направлено в адрес и.о. председателя правительства УР от регионального отделения политической партии «Патриоты России». Представляется, что так будет лучше. Правда, «Патриоты» предлагали ещё и слить минсоцзащиту с явно неперетрудившимся минтруда, по аналогии с Правительством РФ.      

Самым спорным из всех структурных решений представляется выдёргивание вопросов ЖКХ из компетенции Минстроя в отдельное Министерство энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР. Получилось как-то не по-российски. Из-за чего, вероятно, могут возникнуть сложности с ведомственной координацией по вертикали, поскольку в Правительстве России такой горячей темой, как ЖКХ, занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Объяснить это решение можно только одним — влиянием единственного из сохранившихся от «старого» правительства вице-премьера Андрея Сивцова, подтянувшего под себя знакомые ему по прежним местам работы вопросы. В этой связи стоит заметить, что у него есть шанс стать одним из самых влиятельных зампредов правительства УР в будущем, несмотря на то, что он Главе УР и не земляк, и не друг. Тем не менее, вопросы ЖКХ, входящие в его компетенцию, способны сделать Сивцова одним из основных ньюсмейкеров. После, разумеется, самых первых лиц в республиканской иерархии власти. 

06.jpg

Многие полагают, что в новом правительстве УР будет не хватать зажигания, как и в старом. В новейшей политической истории Удмуртии появление драйверов - вообще явление редкое. В начале 90-х в составе Совета Министров Николая Миронова (ныне покойного) таким был зампред Юрий Утехин (тоже рано ушедший из жизни). Позже в правительствах Волкова и Вершинина новыми смыслами умел заряжать председатель Госкомитета по недрам Павел Бондарчук. В правительстве Николая Ганзы сам премьер был образцом руководителя-харизматика, хотя тогда - в 1999-м - вице-премьером в правительстве УР поработал ещё и предприниматель Сергей Чикуров, человек, безусловно, неоднозначный, но успевший встряхнуть сферы, находившиеся в его компетенции. Последним вице-премьером с харизмой  в правительстве Питкевича был, наверное, Андрей Осколков, к тому времени известный предприниматель, но отнюдь не олигарх. Но и он проработал в исполнительной власти недолго — с 2001-го по 2003 год. В общем с движухой в правительстве Удмуртии всегда было напряжённо, а в последние десять лет похоже, что и задачи такой никто не ставил.

Возможно, уже пора. Во всяком случае, выборы в Удмуртии прошли под лозунгом перемен к лучшему. Но то ли, как всегда - менять оказалось не на кого, то ли это и есть те самые перемены к лучшему, только мы это пока просто не оценили.