В субботу, 6 сентября, в конференц-зале Дома учёных собралось человек пятьдесят-шестьдесят, в том числе и тех, кто специально приехал в Ижевск из Екатеринбурга, Самары, Кургана, Казани и Перми. Для форума, конечно, маловато. По сути мероприятие выглядело, как мастер-класс по двум наиболее популярным проектам Навального – «Роспил» и «Росяма». Правда, для мастер-классов в зале, я думаю, было маловато тех, кто мог бы воспользоваться презентованными технологиями как инструментом обуздания аппетитов государственных и муниципальных структур. Тем не менее, было интересно и познавательно.

Гости из будущего

В роли спикеров на форуме выступили гости из Екатеринбурга Екатерина Петрова и Алексей Беззуб (прим. - ударение на первом слоге). Молодые, напористые, раскованные. В общем, типичные представители креативного класса из «столицы» Урала.

Катя ведёт свой собственный проект «Роспил – УрФО» (в масштабе всего Уральского федерального округа). Чему, собственно говоря, и было посвящено её содержательное выступление. «Роспил», как он был задуман три года назад, создан для того, чтобы через портал «zakupki.gov.ru» (где размещается вся документация, относящаяся к организации и проведению торгов на бюджетные средства) отслеживать сделки с признаками коррупции или те, что выглядят явно избыточными по суммам.

Как правильно и грамотно организовать работу и рассказала на форуме Екатерина Петрова. Это непросто, но интересно. Катя в своём докладе опиралась на видеопрезентацию, где методика работы с порталом разложена буквально пошагово. Заходим, регистрируемся, вводим нужные слова (например, Удмуртия, Ижевск и т.д.). В качестве успешных случаев в работе уральского «Роспила» Катя привела решение об отмене скандального тендера на роскошный автомобиль, который пытался «купить» через госзакупки бывший губернатор Свердловской области г-н Мишарин. Если добавить к этому скандалу еще и отмену конкурса на строительство так называемого «гостевого домика» для супруги Мишарина, то, по-видимому, «Роспил» внёс свой вклад в то, что Мишарин в конце концов оказался в отставке. Правда, и новому губернатору «роспильщики» спокойно жить не дают.

За нами следят

Но самым интересным, на мой взгляд, в выступлении гостьи из Екатеринбурга стал сюжет про нашу республику. Екатерина Петрова рассказала, что, готовясь к форуму, специально просмотрела сайт госзакупок «с прицелом» на Удмуртию. И практически сразу нашла повод для расследования: МО «Граховское» (один из самых маленьких и отдалённых сельских районов Удмуртии, население - 8,7 тыс. человек, из них в райцентре - селе Грахово живут 3253 человека) разместило заказ на покупку автомобиля марки «Нисан Тиана» с системой трёхступенчатого климат-контроля, особой марки двигателем, зимней резиной NOKIA за 1 миллион рублей. Как пояснила Катя, столь подробные и уникальные «технические условия» тендера, как правило, свидетельствуют о «заточке» торгов под одного-единственного поставщика, с которым уже договорились. Именно это и является для «гражданского контроля» поводом начать писать жалобы на нарушения условий торгов. В данном случае нарушается закон о конкуренции - в условиях не указано «…или эквивалент». Дальше – уже дело наших, удмуртских «роспильщиков». Надо писать в прокуратуру, в УФАС и добиваться проверки законности торгов.

Второй «удмуртский» пример, приведённый Катей Петровой, оказался связан с серией публикаций в газете «День». Точнее с публикациями корреспондента газеты Александра Петрова о 3-километровом «тупичке», на который угрохали 50 млн рублей, в то время как на 100-тысячные города Сарапул и Воткинск по той же программе дорожных ремонтов было направлено всего по 25 миллионов. А «волшебный» тупичок вёл, оказывается, к базе, где рыбачили «первые лица» Удмуртии.

На газету «День» сослалась Екатерина Петрова и комментируя другой случай «распила» бюджетных средств в дорожной сфере, где «торчали уши» Дениса Агашина. По её словам, этот чиновник, как минимум год – полтора, уже будучи сити-менеджером Ижевска, продолжал числиться в советах директоров предприятий, выступавших в качестве подрядчиков (или субподрядчиков) при заключении контрактов на ремонт дорог в семи районах республики. Потом, говорит Катя, он оттуда, конечно, был выведен. Но сам по себе факт имел место, а это уже – основание для дисквалификации. Она подробно остановилась на том, кто, куда и о чем должен написать, чтобы «наказать подрядчиков рублём». Последней инстанцией Екатерина назвала суд – «в защиту интересов граждан».

Не будьте беззубыми

После небольшого перерыва на кофе-брейк с перепечами слово взял представитель общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» Борис Ломаев, который рассказал, как им удалось «втереться» в заказы дорожных работ в Ижевске. Последняя по времени инициатива «автомобилистов» - проверка технического состояния гарантийных дорог. По словам Ломаева, здесь «масса нарушений». «Из 77 отремонтированных участков на 58 есть нарушения». Борис Ломаев пригласил активистов заходить к ним на сайт «au18.org» и вступать в движение, потому что, по его словам, людей и времени у «автомобилистов» катастрофически не хватает.

Затем микрофон занял Алексей Беззуб. Он ведёт в Екатеринбурге проект «Росяма», то есть осуществляет общественный контроль в сфере строительства, содержания и ремонта автодорог. Алексей произвёл впечатление настоящей «акулы» общественного контроля – настолько подробно, детально и дотошно знает он все «прибамбасы» в дорожной сфере. Он, как и предыдущий спикер, сопровождал своё выступление видеопрезентацией, где были поэтапно расписаны методы обсчёта и замеров, а также действия «народных контролёров» для создания доказательной базы, чтобы потом можно было предъявлять претензии чиновникам и дорожникам.

Начал Алексей своё выступление со смутившего меня заявления, что дороги в Ижевске очень плохие. Причём он имел в виду как раз те, которыми мы сегодня почти что гордимся, в частности, той новой, что по улице К. Маркса. Гость из Екатеринбурга увидел на ней большое количество пыли и грязи на обочинах, «как губка» впитывающих влагу, которая затем разрушает полотно. «Что у вас делают, мы не поняли» - подытожил Алексей Беззуб. По его мнению, средства, выделяемые на содержание дорог вылетают в трубу. По словам Алексея, в Екатеринбурге есть «пылесос», что там дороги «моют», и даже это не делает их содержание столь дорогим, как у вас (т.е. у нас). «Проблема ваших дорог – очень плохое содержание. Вас обманывают» - безапелляционно заявил докладчик. А затем по очереди вывел на экран слайды: «Как воруют на дорогах» и «Девять причин плохих дорог».

Собственно, ничего совершенно нового или непонятного в этих слайдах не было. Но сведённые воедино они, конечно, впечатляют. Разве мы не знали прежде, что при укладке асфальта слой его делают тоньше, чем требуется по технологии? Или – приписка площадей. Скрытые (то есть не выполненные) работы. Недоремонты. Недофинансирование… Просто должен быть кто-то, кто будет неотступно, вроде овода, «жужжать» над чиновниками и подрядчиками, вынуждая тех и других всё делать, как в СНиПах. Доводить контроль (в случаях обнаружения нарушений) до наложения штрафов или возбуждения административных (уголовных) дел. В свете этих прозвучавших рекомендаций наши «автомобилисты» не произвели на меня впечатление «оводов».

Когда в конце выступления Алексея Беззуба наступило время полемики, представители «Автомобилистов Удмуртии» с воодушевлением поделились с докладчиком технической осведомленностью в теме - про широкополосные плиты, характеристики «щебёночно-мастичного асфальта (ЩМА), про «пневмонабрызг». Всё они, оказывается, и сами знают. Рассказали даже, как целыми слоями уплывал в летние ливни асфальт на дорогах Ижевска, уложенный, по всей видимости, во время дождя. Но ведь это постфактум. А как бы сделать так, чтобы строителям даже в голову не пришло нарушать технологии?