Если, условно говоря, «сбрить» с поверхности города все постройки и взглянуть на Ижевск с высоты птичьего полёта (или наблюдать его как рельефный макет на стенде), то он предстанет в виде холмистой, сильно пересечённой местности. Такими «высотными» «пиками» являются Колтома, Центральная площадь, район «Радиотехники» (Восточный рынок), окончание улицы Азина, район Малиновой горы… Самая высокая топографическая точка города с отметкой 208 метров над уровнем моря – это жилой район Автозавода, там, где находится школа № 93.

На топографической карте видно, что эти всхолмия разделены поймами многочисленных рек и речушек. То есть на деле городская территория предстаёт сложной системой холмов и оврагов. Это та реальность, с которой должны считаться проектировщики и застройщики, имеющие дело с градостроительной деятельностью.

В геоморфологическом плане Ижевск делится на несколько (порядка 12-15) более или менее крупных площадей водосбора. Согласно законам физики вода всегда течёт с возвышений к низинам. А разность высот приводит еще и к сложному взаимодействию площадей водосбора между собой.  

До окончания советской эпохи при расширении Ижевска на север и восток строители руководствовались нормами, применяя СНиП 2.04.03-85 под названием «Канализация. Наружные сети и сооружения». Это серьезный 87-страничный документ, который регламентирует, что и где надо прокладывать, сооружая здания и дороги.

То есть СССР оставил нам в наследство неплохую ливнёвку. Но с ростом города она превратилась во фрагментарную. Она была построена вместе с дорогами по основным магистралям Центра и Автозавода. Это улицы Карла Маркса, Кирова, Удмуртская, Пушкинская, Ленина… Но даже существующая процентах на 15-20 улиц, эта ливнёвка за 20 с лишним лет «эксплуатации» просто замусорилась и перестала выполнять свои функции.

Когда «жареный петух клюнул» городские власти, то, как можно видеть, в спешном порядке кое-что начали делать – проезжая по Пушкинской, мы можем видеть новые решётки (это и есть люки, через которые должна уходить в подземные коммуникации дождевая вода), расположенные через равные промежутки вдоль дорожного полотна.

Как в идеале должна быть устроена ливневая канализация? Это керамические трубы, уложенные с обеих сторон дорожного полотна метрах в полутора-двух от него. Само дорожное полотно должно иметь чуть выпуклый рельеф, чтобы вода скатывалась к расположенным по краям дороги решёткам. Отсюда она направляется в трубу, а труба доставит её к колодцу-резервуару, где, как канализационные стоки в отстойнике, должна произойти первичная очистка ливневых стоков – от песка, мазута, уличной грязи. И только после этого вода должна вернуться в природную среду. А грязь надо вычерпать и удалить.

Что характерно, когда предприятия Ижевска в массовом порядке в середине и конце 90-х годов сдавали муниципалитету свой «соцкультбыт» (в том числе, коммунальные сети – тепловые, водопроводные, канализационные), довольно долго тянулась кампания по инвентаризации, то есть оформлению оказавшихся в одночасье «бесхозяйными» сетей в то или иное ведомство. И, к примеру, Ижводоканал в настоящее время весьма ревностно относится к тому, чтобы в «его» сети ничего не попадало из брошенной ливнёвки.

И всё бы ничего. Но вместе с тем, как зарастала грязью фрагментарная ливневая канализация, город начал «зарастать» уплотнительной, точечной, многоэтажной, коттеджной и так далее застройкой. Массовое строительство сопровождалось, во-первых, столь же массовой ликвидацией придомовых сквериков, озеленительных площадок, курдонеров, газонов, аллей. То есть уменьшалась площадь открытой почвы, которая способна была впитать излишек выпавшей влаги. А, во-вторых, вкупе с «благоустройством» (читай – закатыванием под асфальт) прилегающей территории Ижевск получил наихудший вариант «панциря», который укладывался уже вообще как бог на душу положит.

К тому же всякая «кампания» под девизом «Ижевску – хорошие дороги» добавляла новых автодорог, уже лишенных необходимых сооружений для отвода дождевой воды. На самом деле, грамотному проектировщику не составит труда сосчитать, какой мощности потребуется проложить на том или ином участке дорожного полотна ливневую канализацию – это задачка для старшеклассника: известны среднемесячные нормы осадков, ширина полотна, градус уклона. Знай применяй указанный СНиП! Но на этом экономили! То есть совершенно сознательно облеченные полномочиями государственные чиновники, входившие в состав всевозможных приёмных комиссий, которые подписывали акты о введении в эксплуатацию объектов капитального строительства, закрывали глаза на то, что объект не содержит в себе обязательного компонента – ливневой канализации. Вообще говоря, это должностное преступление.

В итоге не только проезжая часть крупных магистралей, но и пешеходные тротуары превратились в идеально сконструированные «русла» рукотворных «рек» - высокие каменные бордюры «правильно» оформляют поток ливневой воды, превращая тротуар в подобие венецианского канала. Тут уже строительный «пофигизм» рука об руку идет с некомпетентностью, поскольку те, кто тупо кладут асфальт, вряд ли озабочены положением данного участка на топографической карте местности – и знать не знают, с каких площадей в каких объёмах сюда будет скатываться дождевая вода. Судя по огромному количеству снимков, выложенных в Сети, такое явление (залитый на вершок тротуар) – просто обычное явление для «тропического» Ижевска.

Надо сказать, что катастрофическими последствия ливней стали для Ижевска не в нынешнем июле. Имеются фотографии, где точно такая же картина зафиксирована для июля 2007 года. Потом были схожие ситуации в 2008, 2011, 2013 годах. И вот, наконец, «гром грянул».

Когда в первый раз машина утонула у торгового центра «Аврора парк», на дворе был 2008 год. То есть уже шесть лет назад можно было твердо установить причину образования бетонного «корыта», которое получилось как результат устройства парковки при ТЦ. Наличие высоких забетонированных бортов сделало «корыто» просто идеальным местом для утопления машин в случае сильного ливня. И что же? Кто-то сделал хоть какой-то вывод? Да нет… Тупо «плыли по течению».

Беспомощность, сквозящая в высказываниях руководителей города каждый раз, когда в ходе «потопа» кого-то накроет с головой, вызывает изумление – у города денег нет… А 300 тысяч на букву «Ж» нашлись. На 25-тысячные липы, обреченные умирать в бетонных «кадках» у мэрии – деньги нашлись. На ежегодные «упражнения» с дорожной плиткой каждый раз находятся.

На самом деле, проблема состоит в отсутствии хозяйского подхода. Город стал «полигоном» для прибыльных «раздач». Тогда как по-настоящему хозяйственные проблемы решать и некому, и незачем. Это же «накладные расходы», они не добавят пиара, не видны издалека. Дело – в приоритетах, в выборе стратегии, которой, по сути, у нынешних руководителей просто нет. Поэтому и ведут они себя как временщики – после нас хоть потом. Но потоп начался уже при них.

Как поступает хозяин дома, если предстоит большой ремонт, а денег маловато? Он начинает с прикидки – какой объем предстоит выполнить? И делит предстоящую работу на этапы (части), ранжируя их по степени неотложности. Так и здесь.

Сначала надо выполнить ревизию того, что есть. Паспортизировать и закрепить наличное за каким-либо ведомством. А уже затем приступать к проектированию сначала ремонта и реконструкции уже имеющихся сетей (что, видимо, в Центре, во всяком случае, уже осуществляется), а там, глядишь, потихоньку и за остальное. Если понятна цель – защитить город от ливневых потопов, то средства найдутся. Взять хоть ту же улицу К. Маркса – ведь её сдают уже с ливнёвкой. Но за двадцать-то пять лет сколько наворочено безо всего!

Но пока мы видим у муниципалитета «позицию страуса»– денег нет и говорить не о чем. И если с ремонтом дорог общественникам удалось кое в чем «потеснить» власть – хотя бы частично перенаправить финансирование на те участки, которые чиновники «в упор» не видели, то с ливнёвкой пока – дело дохлое. Цифры «пляшут», в публичном пространстве официальной и достоверной информации нет. Поэтому судить о том, много это или мало – один миллиард или восемь миллиардов – нет никакой возможности.

Ждём следующего потопа. Или другого мэра?

Автор благодарит за технические подробности Якова и Дмитрия Филизатов, специалистов в области геодезии и топографии.