Вторая жизнь

Длинную череду августовских катастроф открыла в 1986 году гибель парохода «Адмирал Нахимов». Советские СМИ стыдливо умолчали тот факт, что это был не первый случай, когда данное судно оказывалось на морском дне.

Пароход был построен в 1925 году в Германии и назывался «Берлин». В январе 1945-го он вышел из Либавы (ныне Лиепая) для эвакуации войск из окружённой немецкой группировки. При переходе через Балтику судно подорвалось на минном поле и, получив огромную пробоину 6 на 8 метров, затонуло на небольшой глубине.

В 1947 году пароход был понят и восстановлен на одной из верфей ГДР. После второго рождения он получил название «Адмирал Нахимов» и вошел в состав Черноморского морского пароходства. Все последующие годы лайнер совершал пассажирские рейсы из Ялты в Новороссийск и обратно.

Вечером 31 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» вышел в плавание, имея на борту 897 пассажиров и 346 членов экипажа. Не будем утомлять читателя подробным разбором причин, приведших к столкновению парохода с сухогрузом «Петр Васев». Отмечу лишь то, что у штурвала лайнера в этот момент не было капитана – он ушел в каюту одного из высокопоставленных пассажиров. Оставшийся на капитанском мостике второй помощник совершил ряд ошибок. Капитан «Петра Васева» тоже действовал неправильно. В результате сухогруз врезался в бок «Адмирала Нахимова» и буквально разломил его надвое.

Размер пробоины в правом борту составил 80 квадратных метров, поэтому лайнер стремительно затонул в течение семи минут. По официальным данным в ту ночь погибло 423 человека. Однако найти и поднять на поверхность удалось не все жертвы катастрофы. После того, как 10 и 19 сентября погибли двое водолазов, операция по подъему тел была прекращена. В итоге 64 человека навсегда остались в корпусе судна, которое до сих пор лежит на дне Цемесской бухты.

Черный понедельник

17 августа 1998 года 36-летний председатель правительства Сергей Кириенко объявил о дефолте, то есть о приостановке платежей по долговым обязательствам России. Это заявление готовилось в обстановке полной секретности в выходные дни, когда не проводились торги на валютной бирже. Причиной дефолта стала чудовищно разросшаяся пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Государство набрало слишком много долгов, для погашения которых под высокие проценты занимало вновь и вновь.

Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 миллиарда рублей, а расходы 25 миллиарда и ещё столько же нужно было направлять на погашение внутреннего долга. Окончательно экономику России добили цены на нефть, которые упали летом 1998-го. Сейчас уже мало кто помнит, что стоимость нефти на мировом рынке обрушилась с 28 долларов в начале года до 8 долларов в августе.

Снова, как и в первой половине «лихих девяностых», людям стали задерживать выплату зарплат и пенсий. Начались массовые увольнения работников, многие мелкие и средние компании разорились. Миллионы граждан России потеряли сбережения в закрывшихся банках. Инфляция по итогам года составила 84 процента. Недавний кризис 2008 года не идет ни в какое сравнение с катастрофой августа 1998-го.

Дефолт привел к обвалу рубля - если в начале августа доллар стоил 6 рублей, в конце года – уже более 20 рублей. От этого выиграли лишь те россияне, у кого были кредиты в рублях и которые получали зарплату в долларах или евро. В июне я взял в долг 300 долларов, что равнялось 1800 рублям (в то время это была половина средней месячной зарплаты по Удмуртии), надеясь без особых усилий вернуть эти деньги. Но возвращать пришлось почти 6 тысяч, при том, что повышать зарплаты никто и не собирался.

Сейчас такой резкий обвал рубля невозможен. Баррель российской нефти стоит больше 100 долларов, а потому ее экспорт является важнейшим источником пополнения доходной части бюджета. Сейчас нас должен волновать только показатель инфляции, поскольку он напрямую влияет на стоимость потребительской корзины и покупательную способность любого россиянина.

«Она утонула»

Именно так Владимир Путин ответил на вопрос американского телеведущего Ларри Кинга о судьбе атомной подводной лодки «Курск». Но это интервью случится в сентябре 2000 года. А в середине августа российскому телезрителю давали совершенно иную информацию. В течение целой недели всем нам «на голубом глазу» твердили, что с экипажем «установлен устойчивый контакт». На самом деле, все 118 человек, находившиеся на борту атомохода в тот момент были давно мертвы…

12 августа «Курск» находился недалеко от Кольского залива и должен был произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Начало учебных стрельб было назначено на 11:40. В 11:28 на проходившем поблизости крейсере «Пётр Великий» гидроакустик зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир крейсера, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Находившийся там же командующий Северным флотом поинтересовался, что произошло. Ему ответили, мол, включилась антенна радиолокационной станции.

В назначенное время наблюдатели не обнаружили торпедных атак. После этого атомоход не всплывал и доклада по радио о результатах выполнения учебных стрельб не поступало. В 14:50 корабли и вертолеты Северного флота осмотрели район возможного нахождения лодки. В установленное время, в 17:30 «Курск» не вышел на связь. После того, как в 23:00 командир лодки повторно не вышел на связь, она была объявлена «аварийной». Утром следующего дня гидроакустическая аппаратура крейсера «Пётр Великий» обнаружила «Курск» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Спасательные работы продолжались до 22 августа, но оказались безуспешными. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, мутностью воды, волнением моря и большим креном «Курска», который составлял 60 градусов. Лишь 20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого на следующий день смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк затонувшей лодки.

В операции по подъёму тел подводников и секретных документов с «Курска» участвовали 6 российских и 6 норвежских водолазов. Норвежцы сделали технологические вырезы в корпусе. Затем внутри атомохода по соображениям секретности работали только российские водолазы.

Спустя два года был составлен официальный отчёт о причинах катастрофы, в котором говорится: «В 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А «Кит» в торпедном аппарате № 4.
Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и ее затоплению».

Торпеды на пероксиде водорода не использовались в большинстве флотов мира уже больше 50 лет из соображений их низкой надежности. Только после гибели «Курска» такие торпеды были сняты с вооружения ВМФ России…

Поле. Минное поле

19 августа 2002 года в 16:10 военный вертолёт Ми-26 вылетел с аэродрома Моздок и взял курс на базу в Ханкале. На борту находились контрактники и солдаты срочной службы. Из-за нелётной погоды в предыдущие дни в Моздоке скопилось большое количество военнослужащих, ожидающих вылета в Чечню. По этой причине вертолёт был перегружен: вместо положенных 82 человек на его борту находилось более 150. Тем самым был нарушен приказ Министра обороны, запрещавший перевозку личного состава на большегрузных вертолётах.

В 16:54 Ми-26 стал заходить на посадку. В это время командир экипажа услышал хлопок в районе правого двигателя и увидел сигнал о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй двигатель, он срочно пошёл на снижение. Впоследствии было установлено, что машина была подбита чеченскими боевиками из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла».

Во время аварийной посадки Ми-26 сильно ударился хвостом о землю. Лишь несколько человек, сидевших у дверей, успели выскочить до того, как вертолёт вспыхнул. По трагическому совпадению подбитая машина села прямо на минное поле, которое защищало базу в Ханкале от боевиков. После того как сапёры проделали в минном поле несколько проходов, спасать было уже некого…